Развитие мышления у детей. Как развить мышление ребёнка?

Понимая, как работает сознание ребёнка, мы можем начинать развивать его мышление. Наш мозг имеет два полушария. Полушарие левое – аналитическое, отвечающее за обоснованное логическое мышление. Человек с более развитым левым полушарием выделяется последовательностью, алгоритмом действий и абстрактным мышлением.
Развитие ребёнка воображение

Оно ставит задачи, выбирает методы её решения, осмысливает результаты и выводит заключение. Полушарие правое – творческое. Оно отвечает за фантазии и мечты человека, в результате которых мы имеем – музыку, поэзию, живопись. Люди с развитым правым полушарием любят читать и сами сочиняют рассказы, повести и романы. Специалисты считают, что у маленьких детей родители должны стараться развивать и логику, и творчество, но во время занятий присматриваться – как мыслит ребёнок, что ему легче даётся.

Как развить мышление ребёнка

Мышление человека делится на 4 вида. Рассмотрим их внизу.

1. НАГЛЯДНО-ДЕЙСТВЕННОЕ МЫШЛЕНИЕ

проявляется у младенца, когда он тянет ручки — всё попробовать, пощупать, стремиться сломать машинку, разорвать мягкую игрушку, оторвать руки куклам. До 3х лет игры ребёнка основаны именно на этом виде мышления. Во взрослой жизни такой ребёнок становится – автомехаником, конструктором, наладчиком, про него говорят – «Мастер на все руки!»

Как заниматься с ребёнком? 

Собирайте вместе с ребёнком сортеры и конструкторы, стройте города и домики из кубиков. Вы увидите, как заинтересованный малыш будет разбирать вашу конструкцию, и строить по-своему, или добавлять новые детали так, как он видит объект своим мышлением. Разбирая вашу постройку, малыш анализирует и отбирает важные и не нужные для него детали. Объединяя их, он строит свой домик, тем самым применяя ещё одну мыслительную операцию – синтез. — Сшейте куклам, мягким игрушкам разной одежды. Это не прихоть маленьких девочек, именно, раздевая и одевая, свою любимую игрушку, ребёнок, таким образом, будет развивать наглядно-действенное мышление. Сравнивая свою одетую куклу с бывшим её обликом, малыш производит обобщение и делает вывод.

2. НАГЛЯДНО-ОБРАЗНОЕ МЫШЛЕНИЕ 

После 3х лет у ребёнка дошкольного возраста формируется наглядно-образное мышление. То есть, приобретая тактильные навыки, ощупывая предметы и складывая их в фигуры, ребёнок начинает запоминать их образы и детали. Составляя, например, домик из отдельных предметов, ребёнок устанавливает взаимосвязь между ними, выделяет главные черты – стены, крыша и второстепенные черты – окно, дверь. Малыш начинает мыслить, оперируя системой образов и воплощая эти образы в рисовании, лепке, аппликации.

Как заниматься с ребёнком? 

Нарисуйте ребёнку знакомые ему предметы, пусть отгадает – что это? — Сложите из счётных палочек, спичек — фигуры, домик, дерево, покажите ребёнку, перемешайте палочки и попросите малыша самому сложить эту фигуру. — Покажите сложенную фигуру ребёнку, а потом уберите 1-3 палочки в разных местах. Попросите малыша собрать полностью объект. — Играя со счётными палочками, вы можете попутно знакомить ребёнка с первыми геометрическими фигурами – квадрат, треугольник, прямоугольник, ромб. Хорошо, если малыш запомнит, чем отличается квадрат от прямоугольника.

3. ЛОГИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ

К 5 годам у дошкольников начинает развиваться словесно-логическое мышление. Логическое мышление подразумевает — анализ фактов, сравнение, выделение главного, обобщение и вывод. Таким образом, словесно-логическое развитие ребёнка заключается в выражении действий логического мышления словами. Если 3х летнего малыша спросить, показывая на машинку: «Это что за игрушка?», он ответит: «Это машинка, она ездит». Ребёнок 5 лет ответит в, более развёрнутом виде: « Это машинка, у неё большие колёса и кузов, она возит дрова, песок». Такой ответ показывает способность детей к анализу и выделение главной черты предмета – одной из основных мыслительных операций детей дошкольного возраста.

Как заниматься с ребёнком? 

Специалисты советуют первое время, занимаясь с малышом, проговаривать вслух свой анализ, обобщение и вывод. Например, выложите одежду и поставьте рядом туфли, объясняете: «Здесь лежат вещи, что у них общего? 

Куртка — одежда, платье — одежда, кофта — одежа, а туфли — не одежда, это обувь. Они здесь лишние, их надо убрать». 

— Составьте таблицу и разложите предметы по их предназначению, цвету, геометрической форме, животные, птицы, рыбки, цветы. Добавьте в строку 1-2 элемента не соответствующие остальным. Ребёнок должен найти и объяснить, чем они отличаются. Или оставьте 1 клеточку свободной, пусть малыш добавит фигуру, которая должна находиться в этой строке и объяснит – почему?

 — Поиграйте с ребёнком в противоположные слова — антонимы: большой – … маленький, толстый – …худой, весёлый — … грустный, высокий — … низкий. Пусть ребёнок расскажет, где живут звери: заяц — … нора, птица — … гнездо, медведь — … берлога. Назовёт действия, которые выполняют специалисты: воспитатель — … воспитывает, строитель — … строит, доктор — … лечит. — Играйте с ребёнком в настольные игры, шашки, шахматы, прямое назначение которых – развитие логического мышления.

Кто чем питается?


4. ТВОРЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ

Развитие творческого мышления не зависит от возраста и сформированных интеллектуальных данных ребёнка. Этот вид мышления характеризуется способностью к творчеству — предлагать новые нестандартные решения старых задач. Фантазии и воображения, которыми обладает каждый малыш — обязательные условия творческого процесса. Именно родители должны содействовать развитию творческого мышления у детей.

Как заниматься с ребенком? 

Каждый раз после прогулки предлагайте ребёнку нарисовать парк, в котором вы гуляли – деревья, цветы, дорожки, лавочки. Или нарисовать необыкновенное, забавное, что его удивило сегодня на улице. Пусть он объяснит, почему это его поразило. -Читая сказки, рассказы о животных предложите ему сочинить концовку истории героя, подсказывайте, фантазируйте вместе с ним. 

— Развивая воображения малыша, вечером устройте Театр теней. Дети любят представления и активно участвуют в них. Включите лампу, натяните белую ткань, с помощью набора картонных фигур разыграйте сказку. Или покажите фигуры на пальцах, которые проецируются в виде летящей птицы, прыгающего зайца, собачки. 

— Вырезание новогодних снежинок, оригами, лепка, конструирование, раскраски, поделки осенью из шишек и листьев – виды прикладного искусства, развивающие детское творческое мышление. 


Возврат к списку


 
Текст сообщения*
Загрузить файл или картинкуПеретащить с помощью Drag'n'drop
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Защита от автоматических сообщений
Загрузить изображение