#
Речь — это средство общения людей друг с другом. Правильно формировать речь нужно с раннего детства, чтобы в дальнейшем взаимодействовать с обществом, получать опыт, выражать свои мысли и вообще становиться развитой личностью.Содержание:
- Этапы формирования речи по возрастам
- Развитие речи в утробе матери
- Развитие речи у мальчиков и девочек
- Факторы задержки развития речи
- Ошибки родителей при развитии речи
- Способы развития речи
- Игры и упражнения для улучшения речи
- Выводы
Правильная речь - один из главных показателей здорового развития ребенка. От нее зависит развитие психики, мышления, социализации. Совершенствовать речь можно всю жизнь, но речевая база формируется с 0 до 6-7 лет. Ее делят на устную и письменную. Мы поговорим об устной речи в дошкольный период.
Этапы формирования речи
От 0 до 1 года

От 1 до 3 лет. Младший дошкольный возраст
Именно в этом возрасте благоприятно обучать разговаривать. Если не использовать это время, навёрстывать упущенное будет сложно.К первому году карапуз выговаривает «мама», «папа», «деда», «баба», «дай».
Также, он использует жесты: при прощании машет ручкой, при согласии качает головой.
В два года пополняется словарный запас до 300 слов. Если он выражает чувства или просьбу, то складывает словосочетания.
Детки активно стараются повторять сказанное взрослыми. Это получается невнятно, но прогресс есть.
К трем годам дети могут рассказать небольшие стихотворения, описать увиденное, послушать сказки, отгадать легкие загадки. Некоторые слова выговаривают искаженно: занавеска — завеска, самолет — самоет. Понимают простые вопросы и команды, например «Где самолет летит?», «Сними кофточку», «Не трогай кису» и т.д. Также задают свои вопросы «Куда?», «Почему?», «Когда?», «Зачем?». Осваиваются в, г, к, л, н, о, т, с, х, ф, э.
От 4 до 5 лет. Средний дошкольный возраст

Они способны:
- соотнести названия с объектами и процессами;
- порассуждать о разных явлениях и найти связь между ними;
- пересказать услышанное с выражением, иногда по подсказкам родителей.
Предложения уже более полноценные с прилагательными, наречиями и предлогами.
Объемный словарный запас позволяет ребенку рассказать о своем состоянии и настроении.
Что касается букв, то имеются сложности с шипящими. Но к концу 5-го года они должны исчезнуть. Усваиваются буквы з, ж, р, л, ч. Некоторые слова все еще произносятся неправильно: велосипед — лесопед, лопатка — копатка и т.д. Поэтому, чем правильнее будет речь у мам и пап, бабушек и дедушек, тем качественнее она станет и у детей, поскольку они подражают взрослым.
От 5 до 6 лет. Старший дошкольный возраст
К шестому году улучшается грамматика, лексика, слух, дикция, анализирование, связность. Речь становится ясной, четкой и выразительной.Дошкольник может высказать своё мнение, поучаствовать в беседе и поговорить с разными интонациями. Он знает обобщение групп предметов и слова с противоположным значением. Также, он способен понять задание, выполнить его, запомнить и пересказать.
Речь довольно эмоциональная.
Развитие речи в утробе матери

Прослушивание классической музыки, напевание и чтение вслух послужат предпосылками к хорошему развитию речи после рождения.
Развитие речи у мальчиков и девочек

Мальчики появляются на свет раньше и дозревают вне матери. Начинают разговаривать на 2-4 месяца позже. В отличие от девочек, мальчики предпочитают изучать слова одной темы. Если девочкам для восприятия информации достаточно ее сказать, то мальчикам нужно и показать в действии.
Физиологическое отличие в том, что обрабатывая информацию мальчики задействуют левое полушарие, а девочки пользуются обоими.
Зная особенности развития разных полов, можно определить подходы к обучению и правильно распределить нагрузку. К тому же, вы поможете ребенку своевременно освоить речь.
Факторы задержки речи
- нет желания разговаривать;
- нет речевого навыка, знания правильного построения предложений;
- произношение хорошее, но маленький запас слов или, наоборот, знания есть, но произношение невнятное;
- предугадывание мыслей и желаний ребенка понижает его мотивацию разговаривать;
- негативная психологическая атмосфера дома, тревожность способствуют заиканию, замкнутости, фобиям;
- физические факторы, такие как болезни или кислородное голодание в период беременности могут привести к нарушению развития плода.
Ошибки родителей при развитии речи
Чего следует избегать родителям, чтобы у ребёнка не было сложностей и проблем с освоением устной речи:- говорить, искажая слова или простым языком «сюсюкаться», это будет восприниматься как норма, а отучиться будет сложно;
- слишком опекать дитя, говоря за него, не давая ему высказаться. Так, у него не будет необходимости говорить;
- постоянно заставлять разговаривать, из-за чего есть риск появления неприязни к разговорам;
- не обращать внимания и не исправлять ошибки или возможные отклонения в речи, думая что все пройдет само собой и с возрастом встанет на свои места;
- разговаривать быстро и неразборчиво, т.к. будет трудно обдумать услышанное и полноценно воспроизвести.
Данные факторы не патологические, и их возможно преодолеть своими силами.
Способы развития речи
Создание благоприятной атмосферы в семье. От того насколько психологически комфортно малышу зависит заговорит ли он вообще.
- Создание активной речевой среды. Это значит регулярно общаться с детьми, пополнять их лексический словарь, показывать на своем примере как излагать свои мысли. Когда вы купаете малыша, играете с ним или гуляете - напевайте детские песенки, рассказывайте стишки. Указывая на части предмета или тела, дотрагивайтесь до них.
- Исправление ошибок. Благодаря поправкам, вы сделаете детскую речь более грамотной. Показывайте правильный пример.
- Чтение, пение, заучивание наизусть, пересказ, повторное проговаривание.- тоже одни из главных способов совершенствовать речь.
- Поощрение игр с большими по возрасту детками, где строя замок из песка младшие будут совершенствовать общение.
- Применение полученных навыков на практике - в играх, в постановках, в упражнениях, в творчестве.
- Расширение кругозора: наблюдения явлений дома и на улице, обсуждения предметов и иллюстраций, посещение новых мест.
Все это поможет обогатить и закрепить словарь, научиться строить предложения.
Игры и упражнения для улучшения речи
- В возрасте от 1 года до 2-х подойдут игрушки. Например, при катании машинок, строительстве башен, домиков, собирании бусинок можно объяснять малышу процессы, названия вещей, взаимодействия.
- С игрушечными животными удобно учить слоги. Например, собака произносит «ав-ав», кот «мяуу», корова «муу», гуси «га-га-га», воробьи «чик, чирик», шмель «ззззззз». Если животное издает соответствующий ему звук, повторите его, а за вами пусть проговаривает малыш.
- Сюжетно-ролевые игры, например в дочки-матери или в школу, также оказывают пользу. У деток появляется потребность назвать действие или персонажа, а старшие покажут правильный пример. Параллельно пополнится лексика.
- Детям можно показывать объекты на картинке, найти их вокруг себя и параллельно назвать их. Или выложить несколько вещей, выделить среди них объединённые схожими признаками, обобщить новую группу. Например, разложить посуду и продукты, дав задание выбрать только продукты.
- Просмотр фотографий. Разложите фото вокруг себя и вместе с малышом проговаривайте, что на них изображено, какие действия, где это происходит. Например, «Папа работает», «Мама гуляет», «Катя кушает», «Кошка Люся» и т.д.
- Игра с танцами. Многие дети любят танцевать. Хлопая в ладоши, топая ножками, можно проговаривать эти движения. Например, хлоп-хлоп, топ-топ, прыг-скок и т.д.
- Еще одна игра предполагает называть слова на первые буквы. Как играть: назовите, например «телефон», далее называйте слова начинающиеся на «те» - тепло, телевизор, темнота, тетрадь, теремок.
Время занятий желательно подбирать когда малыш поел, поспал и хорошо себя чувствует. Создайте ему радостную атмосферу, хвалите за успехи, подбадривайте, стимулируя его на обучение. Если же занятия кажутся детям скучными, поищите другие.
Выводы
Развивать речь необходимо с раннего дошкольного возраста, для дальнейшего целостного развития. Самый главный способ формировать речевой навык, это регулярное общение. Ребенок учится, узнает много нового у взрослых, перенимает их опыт, поэтому большое значение имеет хороший образец для детей.Заметив серьезные речевые нарушения, нужно как можно раньше обратиться к специалисту.
Надеемся статья оказалась для вас полезной!