Речевое развитие ребёнка от рождения до 6 лет



Речь — это средство общения людей друг с другом. Правильно формировать речь нужно с раннего детства, чтобы в дальнейшем взаимодействовать с обществом, получать опыт, выражать свои мысли и вообще становиться развитой личностью.

Содержание:

Правильная речь - один из главных показателей здорового развития ребенка. От нее зависит развитие психики, мышления, социализации. Совершенствовать речь можно всю жизнь, но речевая база формируется с 0 до 6-7 лет.  Ее делят на устную и письменную. Мы поговорим об устной речи в дошкольный период.

Этапы формирования речи

От 0 до 1 года

malysh govorit.jpgЭто подготовительный этап. Младенец еще не может говорить, но уже слушает и воспринимает голоса. Первое, что он произносит — крик после рождения. Спустя полтора месяца начинается гуление, произношение отдельных звуков «аааааа», «уууу», кряхтение, попытки смеха. Через 10 месяцев появляются лепетание и парные слоги. Малыш понимает свое имя, «да» и «нет», реагирует, когда к нему обращаются, пытается ответить, но пока выговаривает только слоги. Усваивает буквы а, б, и, м, п, у.

От 1 до 3 лет. Младший дошкольный возраст

Именно в этом возрасте благоприятно обучать разговаривать. Если не использовать это время, навёрстывать упущенное будет сложно.
К первому году карапуз выговаривает «мама», «папа», «деда», «баба», «дай».
Также, он использует жесты: при прощании машет ручкой, при согласии качает головой.
В два года пополняется словарный запас до 300 слов. Если он выражает чувства или просьбу, то складывает словосочетания. 
Детки активно стараются повторять сказанное взрослыми. Это получается невнятно, но прогресс есть.

К трем годам дети могут рассказать небольшие стихотворения, описать увиденное, послушать сказки, отгадать легкие загадки. Некоторые слова выговаривают искаженно: занавеска — завеска, самолет — самоет. Понимают простые вопросы и команды, например «Где самолет летит?», «Сними кофточку», «Не трогай кису» и т.д. Также задают свои вопросы «Куда?», «Почему?», «Когда?», «Зачем?». Осваиваются в, г, к, л, н, о, т, с, х, ф, э.

От 4 до 5 лет. Средний дошкольный возраст

rebenok-uchitsa-govorit.jpgДетки уже знают свое имя, фамилию, много предметов и их значение, животных, профессии, времена года. 
Они способны:
- соотнести названия с объектами и процессами; 
- порассуждать о разных явлениях и найти связь между ними; 
- пересказать услышанное с выражением, иногда по подсказкам родителей.

Предложения уже более полноценные с прилагательными, наречиями и предлогами.

Объемный словарный запас позволяет ребенку рассказать о своем состоянии и настроении.

Что касается букв, то имеются сложности с шипящими. Но к концу 5-го года они должны исчезнуть. Усваиваются буквы з, ж, р, л, ч. Некоторые слова все еще произносятся неправильно: велосипед — лесопед, лопатка — копатка и т.д. Поэтому, чем правильнее будет речь у мам и пап, бабушек и дедушек, тем качественнее она станет и у детей, поскольку они подражают взрослым.

От 5 до 6 лет. Старший дошкольный возраст

К шестому году улучшается грамматика, лексика, слух, дикция, анализирование, связность. Речь становится ясной, четкой и выразительной.

Дошкольник может высказать своё мнение, поучаствовать в беседе и поговорить с разными интонациями. Он знает обобщение групп предметов и слова с противоположным значением. Также, он способен понять задание, выполнить его, запомнить и пересказать.

Речь довольно эмоциональная.

Развитие речи в утробе матери

develop-speech-baby.jpgУчеными было доказано, что плод способен различать речь в последние месяцы беременности. Если мама будет говорить громко и четко, малютка сможет слышать и узнавать ее голос. Под конец срока ребёнок уже пробует улыбаться и двигать бровками. Будущей матери важно получать только положительные эмоции.
Прослушивание классической музыки, напевание и чтение вслух послужат предпосылками к хорошему развитию речи после рождения.










Развитие речи у мальчиков и девочек

develop-speech-girl-and-boy.jpgГендерные отличия тоже играют роль в развитии речи. По статистике, женский пол начинает развиваться раньше мужского. Девочки рождаются позже, но более зрелыми. Они быстрее запоминают слова, начинают произносить их и строить предложения. Они лучше усваивают новую информацию и изучают много разных тем. Их речь богаче. 

Мальчики появляются на свет раньше и дозревают вне матери. Начинают разговаривать на 2-4 месяца позже. В отличие от девочек, мальчики предпочитают изучать слова одной темы. Если девочкам для восприятия информации достаточно ее сказать, то мальчикам нужно и показать в действии.

Физиологическое отличие в том, что обрабатывая информацию мальчики задействуют левое полушарие, а девочки пользуются обоими.

Зная особенности развития разных полов, можно определить подходы к обучению и правильно распределить нагрузку. К тому же, вы поможете ребенку своевременно освоить речь.

Факторы задержки речи

  • нет желания разговаривать;
  • нет речевого навыка, знания правильного построения предложений;
  • произношение хорошее, но маленький запас слов или, наоборот, знания есть, но произношение невнятное;
  • предугадывание мыслей и желаний ребенка понижает его мотивацию разговаривать;
  • негативная психологическая атмосфера дома, тревожность способствуют заиканию, замкнутости, фобиям;
  • физические факторы, такие как болезни или кислородное голодание в период беременности могут привести к нарушению развития плода.
Чем раньше вы заметите отклонения, примите меры или обратитесь за консультацией к специалистам, тем лучше для интеллекта ребенка, ведь он будет развиваться в соответствии с возрастом.

Ошибки родителей при развитии речи

Чего следует избегать родителям, чтобы у ребёнка не было сложностей и проблем с освоением устной речи:
  • говорить, искажая слова или простым языком «сюсюкаться», это будет восприниматься как норма, а отучиться будет сложно;
  • слишком опекать дитя, говоря за него, не давая ему высказаться. Так, у него не будет необходимости говорить;
  • постоянно заставлять разговаривать, из-за чего есть риск появления неприязни к разговорам;
  • не обращать внимания и не исправлять ошибки или возможные отклонения в речи, думая что все пройдет само собой и с возрастом встанет на свои места;
  • разговаривать быстро и неразборчиво, т.к. будет трудно обдумать услышанное и полноценно воспроизвести.
Данные факторы не патологические, и их возможно преодолеть своими силами.

Способы развития речи

  1. upraznenia-dla-rasvitia-rechi.jpgСоздание благоприятной атмосферы в семье. От того насколько психологически комфортно малышу зависит заговорит ли он вообще.
  2. Создание активной речевой среды. Это значит регулярно общаться с детьми, пополнять их лексический словарь, показывать на своем примере как излагать свои мысли. Когда вы купаете малыша, играете с ним или гуляете - напевайте детские песенки, рассказывайте стишки. Указывая на части предмета или тела, дотрагивайтесь до них.
  3. Исправление ошибок. Благодаря поправкам, вы сделаете детскую речь более грамотной. Показывайте правильный пример.
  4. Чтение, пение, заучивание наизусть, пересказ, повторное проговаривание.- тоже одни из главных способов совершенствовать речь.
  5. Поощрение игр с большими по возрасту детками, где строя замок из песка младшие будут совершенствовать общение.
  6. Применение полученных навыков на практике - в играх, в постановках, в упражнениях, в творчестве.
  7. Расширение кругозора: наблюдения явлений дома и на улице, обсуждения предметов и иллюстраций, посещение новых мест.

Все это поможет обогатить и закрепить словарь, научиться строить предложения.

Игры и упражнения для улучшения речи

  1. В возрасте от 1 года до 2-х подойдут игрушки. Например, при катании машинок, строительстве башен, домиков, собирании бусинок можно объяснять малышу процессы, названия вещей, взаимодействия.
  2. С игрушечными животными удобно учить слоги. Например, собака произносит «ав-ав», кот «мяуу», корова «муу», гуси «га-га-га», воробьи «чик, чирик», шмель «ззззззз». Если животное издает соответствующий ему звук, повторите его, а за вами пусть проговаривает малыш.
  3. Сюжетно-ролевые игры, например в дочки-матери или в школу, также оказывают пользу. У деток появляется потребность назвать действие или персонажа, а старшие покажут правильный пример. Параллельно пополнится лексика.
  4. Детям можно показывать объекты на картинке, найти их вокруг себя и параллельно назвать их. Или выложить несколько вещей, выделить среди них объединённые схожими признаками, обобщить новую группу. Например, разложить посуду и продукты, дав задание выбрать только продукты.
  5. Просмотр фотографий. Разложите фото вокруг себя и вместе с малышом проговаривайте, что на них изображено, какие действия, где это происходит. Например, «Папа работает», «Мама гуляет», «Катя кушает», «Кошка Люся» и т.д.
  6. Игра с танцами. Многие дети любят танцевать. Хлопая в ладоши, топая ножками, можно проговаривать эти движения. Например, хлоп-хлоп, топ-топ, прыг-скок и т.д.
  7. Еще одна игра предполагает называть слова на первые буквы. Как играть: назовите, например «телефон», далее называйте слова начинающиеся на «те» - тепло, телевизор, темнота, тетрадь, теремок.

Время занятий желательно подбирать когда малыш поел, поспал и хорошо себя чувствует. Создайте ему радостную атмосферу, хвалите за успехи, подбадривайте, стимулируя его на обучение. Если же занятия кажутся детям скучными, поищите другие.

Выводы

Развивать речь необходимо с раннего дошкольного возраста, для дальнейшего целостного развития. Самый главный способ формировать речевой навык, это регулярное общение. Ребенок учится, узнает много нового у взрослых, перенимает их опыт, поэтому большое значение имеет хороший образец для детей.

Заметив серьезные речевые нарушения, нужно как можно раньше обратиться к специалисту.

Надеемся статья оказалась для вас полезной!


Автор: Силухина Светлана
Дата: 13-08-2020

Возврат к списку


 
Текст сообщения*
Загрузить файл или картинкуПеретащить с помощью Drag'n'drop
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Защита от автоматических сообщений
Загрузить изображение