Речевое развитие ребенка

13-08-2020
Речевое развитие ребенка
Речь — это средство общения людей друг с другом.
Развивать ее у детей необходимо для их дальнейшего взаимодействия с окружающими, получения жизненного опыта, становления личности, выражения своих мыслей и описаний явлений.

Развитая речь один из главных показателей развития ребенка, благодаря которой развиваются и другие сферы: психика, мышление, социализация.

Она делится на устную и письменную. Мы поговорим об устной речи в дошкольный период.

Этапы формирования

Речь у человека может развиваться и совершенствоваться всю жизнь, но база формируется с 0 до 6 лет.

5.jpg

От 0 до 1 года

Это подготовительный этап.
Малыш еще не может что-либо сказать, но слушать и воспринимать голоса уже начал.
Первое, что он произносит — крик после рождения.
Спустя полтора месяца начинаются гуление, произношение отдельных звуков («аааааа», «уууу»), кряхтение, попытки смеха.
Через десять месяцев появляются лепетание, парные слоги. Малыш понимает свое имя, «да» и «нет», реагирует когда к нему обращаются, пытается ответить, но пока выговаривает только слоги. Усваивает буквы а, б, и, м, п, у.

От 1 до 3 лет

Именно в этом возрасте благоприятно начинать обучать речи. Если не использовать это время, навёрстывать упущенное будет сложно.
Интерес к разговорам все больше и больше.
К первому году карапуз выговаривает «мама», «папа», «деда», «баба», «дай».
Использует жесты. К примеру, при прощании машет ручкой, при согласии качает головой.
В два года словарный запас пополняется до 200-300 слов. Дитя старается повторять слова за взрослыми. Это получается невнятно, но прогресс уже есть. Плюс, он складывает фразы из 2-3 слов. Часто это выражение чувств или просьбы.
К трем годам словарный запас достигает 1000 - 1500 слов. Дети продолжают активно повторять за взрослыми. Могут рассказать небольшие стихотворения, описать увиденное, слушать сказки (но не пересказывать), отгадывать легкие загадки. Некоторые слова говорят искаженно (занавеска — завеска, самолет — самоет). Понимают простые вопросы и команды, например «Где самолет летит?», «Сними кофточку», «Не трогай кису» и т.д. Также задают свои вопросы «Куда?», «Почему?», «Когда?», «Зачем?».
Осваиваются в, г, к, л, н, о, т, с, х, ф, э.

От 4 до 5 лет

Детки уже знают свое имя, фамилию, много предметов и их значение, животных, профессии, времена года. Умеют соотнести названия с окружающими предметами, процессами, деятельностью; рассуждать о разных явлениях и находить связь между ними; пересказать услышанное с выражением (иногда по подсказкам родителей). Стремятся к общению.
К существительным и глаголам в предложениях прибавляются прилагательные, наречия, предлоги.
Объемный словарный запас позволяет ребенку рассказать о своих чувствах, о своем настроении, самочувствии.
Имеются сложности с шипящими. Но к концу 5-го года они должны исчезнуть. В некоторых словах детки все еще заменяют буквы (велосипед — лесопед, звук — зюк, лопатка — копатка и т.д.).
Чем лучше и правильнее речь у взрослых, тем качественнее она будет у детей, поскольку они подражают вам.
Усваиваются буквы з, ж, р, л, ч.

От 5 до 6 лет

К шестому году улучшаются все стороны речи: грамматика, лексический запас, слух, дикция, интонация, анализирование, связность. Речь сформировалась, став ясной, четкой и выразительной.
Дитя может высказать своё мнение, поучаствовать в беседе, поговорить с разными интонациями, верно произнести звуки и слова. Знает обобщение предметов (фрукты, вещи); слова с противоположным значением (твердый/мягкий, большой/маленький).
Дошкольник способен понять задания, выполнить их, запоминать, пересказывать, определять место звука в слове.
Речь довольно эмоциональная.

Развитие речи в утробе матери

Учеными было доказано, что плод способен различать речь еще до появления на свет, в последние месяцы беременности. Если мама будет говорить четко и громко, малыш сможет слышать и узнавать ее голос.
Конечно, основное формирование начнется после рождения, но прослушивание классической музыки, напевание и чтение вслух послужат во время беременности предпосылками к хорошему развитию речи в будущем.
Под конец срока чадо уже пробует мимические движения (улыбается, двигает бровками). Будущей матери важно получать только положительные эмоции.

Развитие речи у мальчиков и девочек

Гендерные отличия также играют роль.
По статистике женский пол начинает развиваться быстрее чем мужской.
Девочки рождаются позже, более зрелыми. Они быстрее учатся запоминать слова, четче их произносить, строить предложения.
Мальчики же появляются на свет раньше и дозревают уже вне матери, начиная разговаривать на 2-4 месяца позже.
Соответственно женский пол болтливее мужского.
При изучении новых слов, девочки обычно охватывают много разных тематик. Мальчики предпочитают изучить слова одной темы.
Восприятие информации девочками будет эффективным, если им рассказывать. Юношам нужно демонстрировать что делать и как себя вести. Они пользуются наглядным методом, повторяя за взрослыми и собирая информацию из их поведения.
Физиологическое отличие состоит в том, что обрабатывая информацию мальчики задействуют левое полушарие, а девочки пользуются обоими.
Зная особенности развития разных полов, можно определить подходы к обучению и правильно распределить нагрузку.

Факторы задержки речи

Нельзя не отметить несколько моментов, замедляющих прогресс речи:
- нет желания разговаривать;
- нет речевого навыка и знаний звуков, построения предложений;
- произношение хорошее, но маленький запас слов или, наоборот, есть знания многих слов, но невнятное произношение;
- предугадывание мыслей и желаний малыша, что понижает его мотивацию разговаривать;
- негативная психологическая атмосфера в семье, тревожность, что способствует заиканию, замкнутости, фобиям;
- физические факторы, такие как болезни или кислородное голодание матери в период беременности, что может привести к нарушению развития плода.

Чем раньше вы заметите отклонения, примите меры или обратитесь за консультацией к специалистам, тем лучше для интеллекта ребенка, ведь он будет развиваться в соответствии с возрастом.

Ошибки родителей при развитии речи

Чего следует избегать родителям, чтобы у ребёнка не было сложностей и проблем с освоением устной речи:
- говорить с ребёнком, искажая слова или простым языком «сюсюкаться». Он будет воспринимать это как норму, а отучить его потом будет сложно;
- слишком опекать дитя (как уже было сказано выше), говоря за него, не давая ему высказаться. Впоследствии у него не будет необходимости говорить;
- постоянно заставлять разговаривать, из-за чего есть риск появления неприязни к разговорам;
- не обращать внимания и не исправлять ошибки малыша или возможные отклонения, думая что все пройдет само собой и с возрастом встанет на свои места;
- разговаривать быстро и неразборчиво, т.к. будет трудно обдумать услышанное и полноценно воспроизвести.

Данные факторы не патологические, и родители способны преодолеть их своими силами, помогая ребёнку.

Способы развития речи

1.Создание благоприятной атмосферы в семье. От того насколько психологически комфортно малышу зависит заговорить ли он вообще.
2.Создание активной речевой среды — это подразумевает регулярно общаться с детьми, пополнять их лексический словарь, показывать на своем примере как выговаривать слово, строить предложения, излагать свои мысли. Когда вы купаете малыша, играете с ним, гуляете напевайте детские песенки, рассказывайте стишки. Указывая на части предмета или тела, дотрагивайтесь до них.
3.Исправление ошибок. Благодаря поправкам, вы сделаете детскую речь более грамотной. Показывайте правильный пример.
4.Чтение, пение, заучивание наизусть, пересказ, повторное проговаривание.
5.Наглядный способ подразумевает расширение кругозора и включает:
- наблюдения в природе, на улицах, дома;
- рассматривание иллюстраций в книгах и журналах;
- экспонатов в музеях, на экскурсиях. Все это поможет обогатить и закрепить словарь, научиться строить предложения. Старайтесь посещать новые места.
6.Поощрение игр с большими по возрасту детками, где строя замок из песка младшие будут совершенствовать общение.
7.Применение полученных навыков на практике - в играх, в постановках, в упражнениях, в творчестве.

Игры и упражнения для улучшения речи

1. В возрасте от 1 года до 2-х подойдут игры с игрушками. Например, при катании машинок, строительстве башен, домиков, собирании бусинок можно объяснять малышу процессы, названия предметов, взаимодействия.

2. С игрушечными животными удобно учить звуки и слоги. Например, собака произносит «ав-ав», кот «мяуу», корова «муу», гуси «га-га-га», воробьи «чик, чирик», шмель «ззззззз». Так учатся и звуки, и животные. Если игрушечное животное издает соответствующий ему звук, повторите его, а за вами пусть проговаривает малыш.

3. Сюжетно-ролевые игры, например в дочки-матери или в школу, со старшими детьми или со взрослыми также оказывают пользу. У деток появляется потребность говорить (назвать предмет, действие, персонажа), а старшие и взрослые покажут правильный пример. Параллельно пополнится лексика.

4. Детям, начавшим произносить слова можно показывать предметы на картинке, найти их вокруг себя и параллельно назвать их. Или выложить несколько вещей, выделить среди них объединённые схожими признаками, обобщить новую группу. Например, разложить посуду и продукты, дав задание выбрать только продукты.

5. Не только упражнение с картинками поспособствует речевому навыку, но и простой просмотр фотографий. Разложите их вокруг себя и вместе с малышом проговаривайте что на них изображено, какие действия, где это происходит. Например, «Папа работает», «Мама гуляет», «Катя кушает», «Кошка Люся» и т.д.

6. Еще одна игра в слова предполагает называть слова на первые буквы. Это означает:
- назовите слово, например «телефон»;
- предложите называть слова начинающиеся на «те» - тепло, телевизор, темнота, тетрадь, теремок.

7. Игра с танцами.Многие малыши любят танцевать. Хлопая в ладоши, топая ножками, можно проговаривать эти движения. Например, хлоп-хлоп, топ-топ, прыг-скок и т.д.

Это всего лишь малая часть игр, с помощью которых можно усовершенствовать речь.
Время занятий желательно подбирать когда малыш поел, поспал, хорошо себя чувствует. Создайте ему радостную атмосферу, хвалите за успехи, подбадривайте, стимулируя его на обучение. Если же занятия кажутся детям скучными, поищите другие.

Вывод

Развивать речь необходимо с раннего дошкольного возраста, для дальнейшего целостного развития.
Самый главный способ формировать речевой навык, это регулярное общение. Ребенок прежде всего учится, узнает много нового у взрослых, перенимает их опыт, поэтому имеет большое значение быть хорошим образцом для детей.
Заметив серьезные речевые нарушения, нужно как можно раньше обратиться к специалисту.

Кем создан (имя): (admin) Светлана Силухина

Возврат к списку


 
Текст сообщения*
Загрузить файл или картинкуПеретащить с помощью Drag'n'drop
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Защита от автоматических сообщений
Загрузить изображение