Этапы формирования речевого развития ребенка

13-08-2020
Речь — это средство общения людей друг с другом.
Развивать ее у детей необходимо для их дальнейшего взаимодействия с окружающими, получения жизненного опыта, становления личности, выражения своих мыслей и описаний явлений.

Развитая речь один из главных показателей развития ребенка, благодаря которой развиваются и другие сферы: психика, мышление, социализация.

Она делится на устную и письменную. Мы поговорим об устной речи в дошкольный период.

Этапы формирования

Речь у человека может развиваться и совершенствоваться всю жизнь, но база формируется с 0 до 6-7 лет.

От 0 до 1 года

jslhr-h-17-0149wangsbDЭто подготовительный этап.
Младенец еще не может что-либо сказать, но слушать и воспринимать голоса уже начал.
Первое, что он произносит — крик после рождения.
Спустя полтора месяца начинаются гуление, произношение отдельных звуков («аааааа», «уууу»), кряхтение, попытки смеха.
Через десять месяцев появляются лепетание, парные слоги. Малыш понимает свое имя, «да» и «нет», реагирует когда к нему обращаются, пытается ответить, но пока выговаривает только слоги. Усваивает буквы а, б, и, м, п, у.

От 1 до 3 лет

Именно в этом возрасте благоприятно начинать обучать речи. Если не использовать это время, навёрстывать упущенное будет сложно.
Интерес к разговорам все больше и больше.
К первому году карапуз выговаривает «мама», «папа», «деда», «баба», «дай».
Использует жесты. К примеру, при прощании машет ручкой, при согласии качает головой.
В два года пополняется словарный запас пополняется. Малыш знает от 200 до 300 слов. Выражая чувства или просьбу, он пытается складывать словосочетания. Старается повторить то, что сказали взрослые. Это получается невнятно, но прогресс уже есть. Часто это выражение чувств или просьбы.
К трем годам словарный запас достигает 1000 - 1500. Дети могут рассказать небольшие стихотворения, описать увиденное, слушать сказки (но не пересказывать), отгадать легкие загадки. Некоторые слова выговаривают искаженно (занавеска — завеска, самолет — самоет). Понимают простые вопросы и команды, например «Где самолет летит?», «Сними кофточку», «Не трогай кису» и т.д. Также задают свои вопросы «Куда?», «Почему?», «Когда?», «Зачем?».
Осваиваются в, г, к, л, н, о, т, с, х, ф, э.

От 4 до 5 лет

девочка говоритДетки уже знают свое имя, фамилию, много предметов и их значение, животных, профессии, времена года. Умеют соотнести названия с окружающими предметами, процессами, деятельностью; рассуждать о разных явлениях и находить связь между ними; пересказать услышанное с выражением (иногда по подсказкам родителей). Стремятся к общению.
К существительным и глаголам в предложениях прибавляются прилагательные, наречия, предлоги.
Объемный словарный запас позволяет ребенку рассказать о своих чувствах, о своем настроении, самочувствии.
Имеются сложности с шипящими. Но к концу 5-го года они должны исчезнуть. В некоторых словах детки все еще заменяют буквы (велосипед — лесопед, лопатка — копатка и т.д.).
Чем лучше и правильнее речь у мам и пап, бабушек и дедушек тем качественнее она будет у детей, поскольку они подражают вам. Усваиваются буквы з, ж, р, л, ч.

От 5 до 6 лет

К шестому году улучшаются грамматика, лексический запас, слух, дикция, интонация, анализирование, связность. Речь сформировалась, став ясной, четкой и выразительной.
Дитя может высказать своё мнение, поучаствовать в беседе, поговорить с разными интонациями, верно произнести слово. Знает обобщение предметов (фрукты, вещи); слова с противоположным значением (твердый/мягкий, большой/маленький).
Дошкольник способен понять задание, выполнить его, запомнить, пересказать.
Речь довольно эмоциональная.

Развитие речи в утробе матери

Учеными было доказано, что плод способен различать речь еще до появления на свет, в последние месяцы беременности. Если мама будет беседовать четко и громко, малютка сможет слышать и узнавать ее голос.
Конечно, основное формирование начнется после рождения, но прослушивание классической музыки, напевание и чтение вслух послужат во время беременности предпосылками к хорошему развитию речи в будущем.
Под конец срока чадо уже пробует мимические движения (улыбается, двигает бровками). Будущей матери важно получать только положительные эмоции.

Развитие речи у мальчиков и девочек

ваптвкГендерные отличия также играют роль.
По статистике женский пол начинает развиваться быстрее чем мужской.
Девочки рождаются позже, более зрелыми. Они быстрее учатся запоминать слова, четче их произносить, строить предложения. При изучении новой информации охватывают много разных тем. Они эффективно воспринимают информацию когда ее им рассказывают.
Мальчики же появляются на свет раньше и дозревают уже вне матери, начиная разговаривать на 2-4 месяца позже. Предпочитают изучать слова одной темы. Им нужно демонстрировать что делать и как себя вести. Они пользуются наглядным методом, повторяя за старшими и собирая информацию из их поведения.
Физиологическое отличие состоит в том, что обрабатывая информацию мальчики задействуют левое полушарие, а девочки пользуются обоими.
Зная особенности развития разных полов, можно определить подходы к обучению и правильно распределить нагрузку.

Факторы задержки речи

Нельзя не отметить несколько моментов, замедляющих прогресс речи:
  • нет желания разговаривать; 
  • нет речевого навыка, знания правильного построения предложений; 
  • произношение хорошее, но маленький запас слов или, наоборот, знания есть, но произношение невнятное; 
  • предугадывание мыслей и желаний карапуза понижает его мотивацию разговаривать; 
  • негативная психологическая атмосфера дома, тревожность способствует заиканию, замкнутости, фобиям; 
  • физические факторы, такие как болезни или кислородное голодание в период беременности могут привести к нарушению развития плода. 
Чем раньше вы заметите отклонения, примите меры или обратитесь за консультацией к специалистам, тем лучше для интеллекта ребенка, ведь он будет развиваться в соответствии с возрастом.

Ошибки родителей при развитии речи

Чего следует избегать родителям, чтобы у ребёнка не было сложностей и проблем с освоением устной речи:
  • говорить, искажая слова или простым языком «сюсюкаться», это будет восприниматься как норма, а отучиться  потом будет сложно;
  • слишком опекать дитя (как уже было сказано выше), говоря за него, не давая ему высказаться. Впоследствии у него не будет необходимости говорить; 
  • постоянно заставлять разговаривать, из-за чего есть риск появления неприязни к разговорам; 
  • не обращать внимания и не исправлять ошибки или возможные отклонения в речи, думая что все пройдет само собой и с возрастом встанет на свои места; 
  • разговаривать быстро и неразборчиво, т.к. будет трудно обдумать услышанное и полноценно воспроизвести.
Данные факторы не патологические, и их возможно преодолеть своими силами.

Способы развития речи

boyspeeougjn
  1. Создание благоприятной атмосферы в семье. От того насколько психологически комфортно малышу зависит заговорит ли он вообще. 
  2. Создание активной речевой среды подразумевает регулярно общаться с детьми, пополнять их лексический словарь, показывать на своем примере как излагать свои мысли. Когда вы купаете малыша, играете с ним, гуляете напевайте детские песенки, рассказывайте стишки. Указывая на части предмета или тела, дотрагивайтесь до них. 
  3. Исправление ошибок. Благодаря поправкам, вы сделаете детскую речь более грамотной. Показывайте правильный пример. 
  4. Чтение, пение, заучивание наизусть, пересказ, повторное проговаривание.
  5. Поощрение игр с большими по возрасту детками, где строя замок из песка младшие будут совершенствовать общение. 
  6. Применение полученных навыков на практике - в играх, в постановках, в упражнениях, в творчестве.
  7. Наглядный способ подразумевает расширение кругозора и включает: 
  • наблюдения в природе, на улицах, дома;
  • рассматривание иллюстраций в книгах и журналах;
  • экспонатов в музеях, на экскурсиях. Все это поможет обогатить и закрепить словарь, научиться строить предложения. Старайтесь посещать новые места.

Игры и упражнения для улучшения речи

  1. В возрасте от 1 года до 2-х подойдут игры с игрушками. Например, при катании машинок, строительстве башен, домиков, собирании бусинок можно объяснять малышу процессы, названия вещей, взаимодействия.
  2. С игрушечными животными удобно учить слоги. Например, собака произносит «ав-ав», кот «мяуу», корова «муу», гуси «га-га-га», воробьи «чик, чирик», шмель «ззззззз». Если игрушка издает соответствующий ему звук, повторите его, а за вами пусть проговаривает малыш. 
  3. Сюжетно-ролевые игры, например в дочки-матери или в школу также оказывают пользу. У деток появляется потребность назвать действие или персонажа, а старшие покажут правильный пример. Параллельно пополнится лексика. 
  4. Детям можно показывать объекты на картинке, найти их вокруг себя и параллельно назвать их. Или выложить несколько вещей, выделить среди них объединённые схожими признаками, обобщить новую группу. Например, разложить посуду и продукты, дав задание выбрать только продукты. 
  5. Не только упражнение с картинками поспособствует речевому навыку, но и простой просмотр фотографий. Разложите их вокруг себя и вместе с малышом проговаривайте что на них изображено, какие действия, где это происходит. Например, «Папа работает», «Мама гуляет», «Катя кушает», «Кошка Люся» и т.д.
  6. Игра с танцами. Многие дети любят танцевать. Хлопая в ладоши, топая ножками, можно проговаривать эти движения. Например, хлоп-хлоп, топ-топ, прыг-скок и т.д. 
  7. Еще одна игра предполагает называть слова на первые буквы. Как играть: назовите, например «телефон»; далее называйте слова начинающиеся на «те» - тепло, телевизор, темнота, тетрадь, теремок.

Это всего лишь малая часть игр, с помощью которых можно усовершенствовать речь.
Время занятий желательно подбирать когда малыш поел, поспал, хорошо себя чувствует. Создайте ему радостную атмосферу, хвалите за успехи, подбадривайте, стимулируя его на обучение. Если же занятия кажутся детям скучными, поищите другие.

Вывод

Развивать речь необходимо с раннего дошкольного возраста, для дальнейшего целостного развития.
Самый главный способ формировать речевой навык, это регулярное общение. Ребенок прежде всего учится, узнает много нового у взрослых, перенимает их опыт, поэтому имеет большое значение быть хорошим образцом для детей.
Заметив серьезные речевые нарушения, нужно как можно раньше обратиться к специалисту.

Кем создан (имя): (admin) Светлана Силухина

Возврат к списку


 
Текст сообщения*
Загрузить файл или картинкуПеретащить с помощью Drag'n'drop
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Защита от автоматических сообщений
Загрузить изображение