Речевое развитие ребёнка от рождения до 6 лет



Речь — это средство общения людей друг с другом. Развивать ее у детей необходимо для их дальнейшего взаимодействия с окружающими, получения жизненного опыта, становления личности, выражения своих мыслей и описаний явлений.

Содержание:

Правильная речь - один из главных показателей здорового развития ребенка. От нее зависит развитие психики, мышления, социализации. Основа речи формируется в дошкольном возрасте. 

Она делится на устную и письменную. Мы поговорим об устной речи в дошкольный период.

Этапы формирования речи

Речь у человека может развиваться и совершенствоваться всю жизнь, но база формируется с 0 до 6-7 лет.

От 0 до 1 года

Это подготовительныйМалыш говорит по телефону этап.
Младенец еще не может говорить, но может слушать и воспринимать голоса.
Первое, что он произносит — крик после рождения.
Спустя полтора месяца начинаются гуление, произношение отдельных звуков («аааааа», «уууу»), кряхтение, попытки смеха.
Через 10 месяцев появляются лепетание и парные слоги. Малыш понимает свое имя, «да» и «нет», реагирует, когда к нему обращаются, пытается ответить, но пока выговаривает только слоги. Усваивает буквы а, б, и, м, п, у.




От 1 до 3 лет. Младший дошкольный возраст

Именно в этом возрасте благоприятно обучать разговаривать. Если не использовать это время, навёрстывать упущенное будет сложно.
К первому году карапуз выговаривает «мама», «папа», «деда», «баба», «дай».
Использует жесты. К примеру, при прощании машет ручкой, при согласии качает головой.
В два года пополняется словарный запас. Малыш знает от 200 до 300 слов. Выражая чувства или просьбу, он пытается складывать словосочетания. Старается повторить то, что сказали взрослые. Это получается невнятно, но прогресс уже есть.

К трем годам словарный запас достигает 1000 - 1500. Дети могут рассказать небольшие стихотворения, описать увиденное, слушать сказки, отгадывать легкие загадки. Некоторые слова выговаривают искаженно: занавеска — завеска, самолет — самоет. Понимают простые вопросы и команды, например «Где самолет летит?», «Сними кофточку», «Не трогай кису» и т.д. Также задают свои вопросы «Куда?», «Почему?», «Когда?», «Зачем?».

Осваиваются в, г, к, л, н, о, т, с, х, ф, э.

От 4 до 5 лет. Средний дошкольный возраст

девочка говоритДетки уже знают свое имя, фамилию, много предметов и их значение, животных, профессии, времена года. 
Они способны:
- соотнести названия с объектами и процессами; 
- порассуждать о разных явлениях и найти связь между ними; 
- пересказать услышанное с выражением, иногда по подсказкам родителей.

К существительным и глаголам в предложениях прибавляются прилагательные, наречия, предлоги.
Объемный словарный запас позволяет ребенку рассказать о своем состоянии и настроении.
Имеются сложности с шипящими. Но к концу 5-го года они должны исчезнуть. Некоторые слова пока произносят неправильно: велосипед — лесопед, лопатка — копатка и т.д.
Чем правильнее речь у мам и пап, бабушек и дедушек, тем качественнее она будет у детей, поскольку они подражают им. 

Усваиваются буквы з, ж, р, л, ч.

От 5 до 6 лет. Старший дошкольный возраст

К шестому году улучшаются грамматика, лексика, слух, дикция, интонация, анализирование, связность. Речь сформировалась, став ясной, четкой и выразительной.
Дитя может высказать своё мнение, поучаствовать в беседе, поговорить с разными интонациями, верно произносить слова. Знает обобщение групп предметов и слова с противоположным значением.

Дошкольник способен понять задание, выполнить его, запомнить, пересказать.

Речь довольно эмоциональная.

Развитие речи в утробе матери

Учеными было доказано, что плод способен различать речь в последние месяцы беременности. Если мама будет говорить громко и четко, малютка сможет слышать и узнавать ее голос.
Прослушивание классической музыки, напевание и чтение вслух послужат предпосылками к хорошему развитию речи после рождения.
Под конец срока ребёнок уже пробует улыбаться и двигать бровками. 
Будущей матери важно получать только положительные эмоции.

Развитие речи у мальчиков и девочек

ваптвкГендерные отличия тоже играют роль.

По статистике, женский пол начинает развиваться раньше мужского. 

Девочки рождаются позже, более зрелыми. 
Они быстрее запоминают слова, начинают 
произносить их и строить предложения. При изучении новой информации они охватывают много разных тем. Плюс, лучше воспринимают новую информацию. 

Мальчики появляются на свет раньше и дозревают вне матери. Начинают разговаривать на 2-4 месяца позже. Предпочитают изучать слова одной темы. 
Им нужно демонстрировать, что делать и как себя вести. Они пользуются наглядным методом, повторяя за старшими и собирая информацию из их поведения.

Физиологическое отличие в том, что обрабатывая информацию мальчики задействуют левое полушарие, а девочки пользуются обоими.

Зная особенности развития разных полов, можно определить подходы к обучению и правильно распределить нагрузку.

Факторы задержки речи

  1. нет желания разговаривать;
  2. нет речевого навыка, знания правильного построения предложений;
  3. произношение хорошее, но маленький запас слов или, наоборот, знания есть, но произношение невнятное;
  4. предугадывание мыслей и желаний ребенка понижает его мотивацию разговаривать;
  5. негативная психологическая атмосфера дома, тревожность способствует заиканию, замкнутости, фобиям;
  6. физические факторы, такие как болезни или кислородное голодание в период беременности могут, привести к нарушению развития плода.
Чем раньше вы заметите отклонения, примите меры или обратитесь за консультацией к специалистам, тем лучше для интеллекта ребенка, ведь он будет развиваться в соответствии с возрастом.

Ошибки родителей при развитии речи

Способы развития речи Чего следует избегать родителям, чтобы у ребёнка не было сложностей и проблем с освоением устной речи:
  • говорить, искажая слова или простым языком «сюсюкаться», это будет восприниматься как норма, а отучиться будет сложно;
  • слишком опекать дитя, говоря за него, не давая ему высказаться. Впоследствии у него не будет необходимости говорить;
  • постоянно заставлять разговаривать, из-за чего есть риск появления неприязни к разговорам;
  • не обращать внимания и не исправлять ошибки или возможные отклонения в речи, думая что все пройдет само собой и с возрастом встанет на свои места;
  • разговаривать быстро и неразборчиво, т.к. будет трудно обдумать услышанное и полноценно воспроизвести.
Данные факторы не патологические, и их возможно преодолеть своими силами.

Способы развития речи

  1. Создание благоприятной атмосферы в семье. От того насколько психологически комфортно малышу зависит заговорит ли он вообще.
  2. Создание активной речевой среды. Это подразумевает регулярно общаться с детьми, пополнять их лексический словарь, показывать на своем примере как излагать свои мысли. Когда вы купаете малыша, играете с ним, гуляете напевайте детские песенки, рассказывайте стишки. Указывая на части предмета или тела, дотрагивайтесь до них.
  3. Исправление ошибок. Благодаря поправкам, вы сделаете детскую речь более грамотной. Показывайте правильный пример.
  4. Чтение, пение, заучивание наизусть, пересказ, повторное проговаривание.
  5. Поощрение игр с большими по возрасту детками, где строя замок из песка младшие будут совершенствовать общение.
  6. Применение полученных навыков на практике - в играх, в постановках, в упражнениях, в творчестве.
  7. Наглядный способ подразумевает расширение кругозора:
  • наблюдения в природе, на улице, дома на экскурсиях; 
  • рассматривание иллюстраций в книгах и журналах, экспонатов в музеях.

Все это поможет обогатить и закрепить словарь, научиться строить предложения. Старайтесь посещать новые места.

Игры и упражнения для улучшения речи

  1. В возрасте от 1 года до 2-х подойдут игрушки. Например, при катании машинок, строительстве башен, домиков, собирании бусинок можно объяснять малышу процессы, названия вещей, взаимодействия.
  2. С игрушечными животными удобно учить слоги. Например, собака произносит «ав-ав», кот «мяуу», корова «муу», гуси «га-га-га», воробьи «чик, чирик», шмель «ззззззз». Если животное издает соответствующий ему звук, повторите его, а за вами пусть проговаривает малыш.
  3. Сюжетно-ролевые игры, например в дочки-матери или в школу, также оказывают пользу. У деток появляется потребность назвать действие или персонажа, а старшие покажут правильный пример. Параллельно пополнится лексика.
  4. Детям можно показывать объекты на картинке, найти их вокруг себя и параллельно назвать их. Или выложить несколько вещей, выделить среди них объединённые схожими признаками, обобщить новую группу. Например, разложить посуду и продукты, дав задание выбрать только продукты.
  5. Просмотр фотографий. Разложите фото вокруг себя и вместе с малышом проговаривайте, что на них изображено, какие действия, где это происходит. Например, «Папа работает», «Мама гуляет», «Катя кушает», «Кошка Люся» и т.д.
  6. Игра с танцами. Многие дети любят танцевать. Хлопая в ладоши, топая ножками, можно проговаривать эти движения. Например, хлоп-хлоп, топ-топ, прыг-скок и т.д.
  7. Еще одна игра предполагает называть слова на первые буквы. Как играть: назовите, например «телефон»; далее называйте слова начинающиеся на «те» - тепло, телевизор, темнота, тетрадь, теремок.

Это всего лишь малая часть игр, для усовершенствования речи.

Время занятий желательно подбирать когда малыш поел, поспал и хорошо себя чувствует. Создайте ему радостную атмосферу, хвалите за успехи, подбадривайте, стимулируя его на обучение. Если же занятия кажутся детям скучными, поищите другие.

Выводы

Развивать речь необходимо с раннего дошкольного возраста, для дальнейшего целостного развития. Самый главный способ формировать речевой навык, это регулярное общение. Ребенок учится, узнает много нового у взрослых, перенимает их опыт, поэтому большое значение имеет хороший образец для детей.

Заметив серьезные речевые нарушения, нужно как можно раньше обратиться к специалисту.


Автор: Силухина Светлана
Дата: 13-08-2020

Возврат к списку


 
Текст сообщения*
Загрузить файл или картинкуПеретащить с помощью Drag'n'drop
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Защита от автоматических сообщений
Загрузить изображение