
1 сентября дети радостно спешат на встречу со школьными друзьями – рассказать как провёл летние каникулы, поделиться приключениями в походах и отдыхе на море, да и занятия в этот день отменены. Но, с появлением первых домашних заданий приходит осмысление, что летние каникулы – ушли…, причём надолго, и надо привыкать к учёбе. Как же помочь ребёнку постепенно перейти с отдыха на трудовые школьные будни? Рассмотрим ниже.
Как настроить ребёнку на учёбу
1. ПРИЕХАВ С ОТДЫХА. Старайтесь потихоньку вводить ребёнка в «курс дела» — вспомните о его домашних обязанностях, которые он выполнял раньше: убираться в своей комнате, пылесосить квартиру, помыть посуду, выгуливать собаку. Режим последних дней каникул пытайтесь приблизить к школьному – отправляйте ребёнка спать пораньше и соответственно будить утром на минут 30 раньше. Пусть ребёнок сам поставит себе на телефон мелодию, песню, которые хочет слышать в качестве будильника.2. ПОХОД ПО МАГАЗИНАМ. За школьными принадлежностями постепенно настраивает на новый учебный год. Позвольте ребёнку самому выбрать тетради, ручки, альбомы для рисования. В крупных покупках – школьной формы и портфеля, чтобы не было разногласия между вами, отберите сначала несколько понравившихся вам моделей и предложите на выбор будущему ученику.
3. РЕЖИМ ДНЯ. Чтобы обеспечить более мягкий переход к школе, не заставляйте ребёнка резко менять режим, не желательно с первых дней сентября загружать кружками, секциями и дополнительными занятиями. Пусть ребёнок постепенно адаптируется к школьному расписанию, новым предметам и учителям. Обычно вначале года уроков задают мало, поэтому позвольте ребёнку проводить свободное время, как и летом: гулять на улице, читать книги, общаться с друзьями в сетях. Свежий воздух – источник кислорода, который так нужен организму. Специалисты советуют гулять на свежем воздухе детям младших классов 3.5-4 часа, школьникам средних классов 2-2.5 часа, старшеклассникам 1-1.5 часа. Во избежание разногласий, предложите ребёнку вместе составить режим дня, учитывая его и ваши пожелания. Учащийся, придя из школы, должен пообедать и отдохнуть около 2 часов, затем приступить к домашнему заданию, которое, несомненно, должно быть выполнено в дневное время. Через 2-3 недели смело можно вписывать в режим ученика кружки и секции. Идеальный распорядок дня сопутствует положительным результатам и удовлетворению от проделанной работы.
4. ПРАВИЛА НА СТЕНЕ. Предложите ребёнку составить свои правила, режим дня. Оформите в виде плаката и повесьте в том месте, где было бы видно, чем ребёнок должен заниматься в данное время: расписание занятий, отдых, факультативы, секции, кружки. Поставьте рядом в рамочках достижения вашего талантливого чада – грамоты, благодарности, медали, творческие работы, которые, безусловно, стимулируют на новые достижения. Таким образом, ребёнок почувствует себя более самостоятельным и дисциплинированным. И если ваш ученик будет упрямиться, вы всегда можете его отправить к — его, собственно лично составленным правилам.
5. ПРОГРАММИРУЙТЕ НА УСПЕХ. Первые недели старайтесь не ругать ребёнка за плохие результаты в учёбе, больше интересуйтесь: что нового он узнал в школе, какие темы по предметам ему понравились. Если ваш ученик расстраивается по поводу низких оценок, вы всегда можете сказать: « Ты способный, старательный, у тебя всё получится, ещё вся четверть и целый год впереди». Ребёнок должен знать, что в школу он ходит, прежде всего, за знаниями, но и оценки тоже важны. Создавайте ситуацию успеха, программируйте ребёнка на повышение его самооценки – поручайте задания соответственно его возможностям, что поднимет его авторитет в собственных глазах.
6. ПРОБЛЕМЫ В ШКОЛЕ. Резкие смены настроения, беспричинные страхи и слёзы, потеря аппетита, беспокойный сон должны насторожить родителей, что у ребёнка не всё в порядке в школе, может быть разногласия с учителями и сверстниками, непонимание школьного материала. Прогулка перед сном – отличный вариант поговорить с ребёнком «по душам». Расспросите о его взаимоотношениях с одноклассниками и преподавателями, как ведёт себя учитель, когда дети не слушаются, не обижают ли его старшеклассники, какие общественные дела ему поручили в школе. Если ребёнок видит, что вы искренне интересуетесь и не настроены ругаться, он вам всё расскажет.
7. БОЛЬШЕ ВНИМАНИЯ. Уделяйте ребёнку дома, после работы. Некоторые родители, уставшие в конце дня, поинтересовавшись оценками, занимаются домашними делами, что в корне не правильно. Чтобы сохранить доверительные отношения между родителями и подростком, взрослые должны активно участвовать в его жизни: расспросите ребёнка о творческих, спортивных успехах, посмотрите дневник и тетради, похвалите поделки с урока труда, поинтересуйтесь — как провёл день, какой сюрприз готовят классному руководителю на День Учителя. Обязательно проверяйте устное и письменное домашнее задание.
8. ВЫХОДНЫЕ. Хорошая «разрядка», помогающая сгладить резкий переход от каникул к школе. В выходные не будите ребёнка рано, пусть он понежиться в постели, не настаивайте на уборке комнаты, которую можно сделать в будние дни. Вместе распланируйте выходные – посетить выставку ретро-автомобилей или сходить в театр и кино, тогда заранее заказывайте билеты. А может, как и летом поедете в деревню к бабушке или прогуляетесь в лес на пикник. В любом случае приятная «разрядка» поможет расслабиться, отвлечься от школьных мыслей, а осенний листопад будет напоминать об уходе лета и каникул.