Ответственный ребёнок. Воспитание ответственности у детей

Как же привить, воспитать у детей ответственность за свои решения и поступки?
Ответственность — волевое качество человека, способного взять выполнение обязанностей, просьб, поручений и готов дать отчёт за проделанную работу перед коллективом и самим собой. Пунктуальность, точность, чувство долга, соблюдение установленных правил общества основные признаки этого качества. Ответственность тесно взаимосвязана с выдержкой и настойчивостью, обязательностью и надёжностью, мировоззрением и нравственностью личности. 

                                                                      C83A6DA4B34678842E4733690808549D8514503B2069489AC1-pimgpsh_fullsize_distr.jpg

Младший возраст

Первые обязательства малыш выполняет в возрасте 3-5 лет, обслуживая себя – самостоятельно моет руки, складывает одежду в шкафчик, убирает игрушки. Как бы ребёнок неаккуратно и нескладно производил эти действия, никогда не переделывайте за ним. Иначе он обидится и потеряет интерес к ответственности: мама всё равно переделает. Задача родителей воспитать у ребёнка ответственность за свою безопасность – горячее, колючее, электричество. За личные вещи, например, если он что-то потерял дома, пусть сам найдёт. Привить ответственность за своё здоровье: научить гигиене, рассказать о лекарствах, которые бывают горькие, но их надо принимать, чтобы выздороветь. Ребёнок младшего возраста определяет ценность своих поступков по их результатам и последствиям. Даже если он совершил правильный поступок, а родители не одобрили, малыш расценит свои действия как отрицательные и постарается больше так не делать. Поэтому родители должны быть особенно осторожными, объясняя, в чём малыш прав, а в чём – нет.

Дошкольный возраст

В дошкольном возрасте круг ответственности постепенно расширяется: ребёнок обязан следить за внешним видом, ответственен за своё здоровье – тепло одеваться зимой, мыть фрукты и овощи перед едой. Бережно относиться не только к своим, но и к чужим вещам, к природе и животным, не сорить на улицах города. Держать ответ за данное слово: обещал помочь в уборке комнаты – помоги. В этом возрасте ребёнок уже понимает как вести себя, чтобы получить одобрение взрослых. Анализирует поступки не только по их последствиям, но и по мотивам, которые заставили их совершить. Например, малыш решил покормить котёнка и пролил молоко. Не ругайте его: во-первых — он проявил самостоятельность, во- вторых – сделал полезное дело, но не учёл, что блюдце мелкое. Мотив в этом случае – добрые намерения, оправдывающие неуклюжесть и недостаточность бытовых навыков у детей. Родители обязательно должны поддерживать самостоятельные, ответственные начинания ребёнка и по возможности не помогать ему – пусть сам доведёт дело до конца. 

Подростковый возраст 

С наступлением школьной поры обязательства ребёнка резко возрастают. Теперь он ответственен за учёбу и поведение в школе, должен выполнять требования учителей, посещать секции и кружки – сферы деятельности, где прививаются пунктуальность, точность и чувство долга. Особое место занимает забота о родителях, ребёнок видит, что родители устали на работе, им надо отдохнуть. Он сознательно ведёт себя тихо и понимает – его отношение к другим людям равносильно отношению к нему. Взрослые должны тактично подсказывать, направлять ребёнка на верный путь, но стараться не делать за него, иначе вы снимаете полную ответственность ребёнка за начатое дело. Чаще акцентировать внимания подростка на его усилия, с помощью которых он добивается успехов в жизни: «Без труда — не выловишь рыбку из пруда».

Какие качества должны воспитывать родители у ответственных детей? 

1. Предусмотрительность. Важное качество в принятии продуманных, ответственных решений: «Сто раз измерь – один раз отрежь». 

2.Самоконтроль. Уравновешенные дети, способные контролировать свои желания и чувства, поведение и эмоции, более ответственные и добиваются успеха гораздо чаще. 

3. Анализ поведения, самокритика и критика других. Доброжелательная критика взрослых, анализ своего поведения и общения, здоровая самокритика заставят ребёнка пересмотреть свои поступки и решения, выявят недостатки и ошибки, чтобы в будущем не совершать их. 

4. Самостоятельность, инициативность. Взрослые должны приветствовать в рамках дозволенного самостоятельную инициативу ребёнка. И дать ему возможность лично быть ответственным за результаты своих решений. Только таким образом ребёнок сможет анализировать свои поступки и их последствия. 

5. Целеустремлённость, сила воли. Целеустремлённый ребёнок не только доведёт дело до конца, но и будет ответственен за его положительный результат. Родителям важно знать: насколько развита ответственность у ребёнка, настолько серьёзно во взрослой жизни он будет относиться к поставленным целям и задачам, обязанностям и событиям и окружающим людям.

Возврат к списку


 
Текст сообщения*
Загрузить файл или картинкуПеретащить с помощью Drag'n'drop
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Защита от автоматических сообщений
Загрузить изображение