#
В статье все о формировании инициативы и самостоятельности у ребенка. А также с какого возраста начинать приучать к самостоятельности. Самостоятельность — это не тяжкое бремя, где нужно выживать. Это полезный навык, который улучшит жизнь в дальнейшем. Он помогает быть уверенным, жить осознанно и как пожелаешь, добиваться целей, адаптироваться в обществе, контролировать жизненные ситуации.
Как формировать самостоятельность у ребенка
1.Уборка за собой
К примеру, малыш что-то разбросал, пролил или разбил. Не убирайте все сами. Приберитесь вместе, попросите ребенка о помощи. И не ругайтесь на малыша. Да, он провинился, это случается с каждым, но благодаря адекватной реакции взрослых, ему будет легче нести ответственность за свой поступок и быть самостоятельным. И в следующий раз, когда ребенок сделает что-то не так, он без страха вам обо всем расскажет и не будет врать.2. Помощь по дому
Детям можно доверить домашние обязанности. При выполнении даже небольших поручений они понимают, что важны и тоже вносят вклад в благополучие семьи.Во-первых, навыки по дому учат ответственности. Во-вторых, ребенок, помогающий по дому, больше склонен заботиться об окружающих.
Один нюанс: если вы поручаете детям работу по дому, старайтесь никогда не делать ее сами. Даже если что-то сломается, засохнет или разобьётся. Иначе, ребенок будет расти в безошибочной среде, что препятствует развитию. Он должен понимать, что имеет право на ошибку. Так, он может проанализировать ситуацию, свои действия, и в следующий раз принять другое решение. В любом случае, это будет его ответственность.
3. Создание условий
Отправьте деток в лагерь на каникулах. Там они сами будут умываться, одеваться, кушать без чьей либо помощи. Как тренировка самостоятельности — это отличный вариант. Такие условия создают необходимость быть самостоятельным. К тому же ребенок начнет понимать, что все может. Еще одно условие — возможность выбора. Интереснее становиться самостоятельным, когда можно самому выбрать кроватку, зубную щетку, майку, карандаши и т.д.Конечно, выбор нужен в пределах разумного, ведь дети еще не все понимают. Если они выбирают одежду на прогулку, проследите, чтобы наряд был по погоде. Или, если малыш хочет есть один фастфуд и другие вредности, предоставьте ему выбор из полезных блюд.
Распоряжение карманными деньгами - тоже выбор. Давайте ребёнку определенную сумму, но не указывайте куда их тратить, пусть он сам принимает решения и учится финансовой грамотности.
Умение принимать решения — это фундамент, на котором строится самостоятельность.
4. Возможность разобраться самому
Родители стараются оградить детей от всех проблем. И они вступают во взрослую жизнь неподготовленными. Иногда детям самим нужно разобраться в ситуации, проанализировать свои поступки и поведение. Они учатся сами делать открытия и постигать какие-либо вещи. Родителям нужно быть готовым выслушать, дать совет или помочь ребенку, только когда он попросит об этом.Если конечно ребёнок не делает что-нибудь опасное... В этом случае объясните, где и с чем нужно быть осторожным. Важно не оберегать дитя от опасностей, а научить взаимодействовать с ними.
5. Отсутствие гиперопеки со стороны родителей
Если мама и папа хотят, чтобы ребенок был самостоятельным, то самостоятельность нужно предоставлять. Гиперопека приведет к тому, что ребенок ничему не научится и не захочет учиться, будучи уверенным, что о нем позаботятся.Однако, это не значит, что дитя не нуждается в поддержке и внимании. Каждый приобретенный навык, будет достижением для малыша, и похвала замотивирует его двигаться дальше. В случае неудачи, поддержка взрослых направит его сделать что-либо лучше. Здесь важен баланс.
Когда формировать самостоятельность


Самостоятельности можно учиться еще с раннего детства. У каждого возраста свои границы самостоятельности.
Например, малыши могут кушать самостоятельно, умываться и ходить на горшок, выбирать игрушки, с какими они будут играть.
Дошкольники могут положить вещи в стиральную машину, одеться, вымыть за собой тарелку, заправить постель, разложить игрушки по своим местам и т.д.
Школьники вполне способны добраться до школы, использовать телефон, остаться одни дома, потратить карманные деньги, выполнить уроки, разогреть пищу хотя бы в
Подростковый возраст уже требует навыков самостоятельности. Иногда подростки могут остаться одни дома и им нужно накормить себя, а может еще и младших братьев и сестер. Или же, им самим понадобиться добраться до секции на общественном транспорте, и нужно заплатить за проезд или спросить у прохожих маршрут. Они вполне способны зашить дырку, вынести мусор, купить продукты, обработать рану и многое другое.
Самостоятельность не появляется сразу. С взрослением ребенка, важно следить, чтобы зона самостоятельности расширялась. И чем раньше ребенок будет к этому приучаться, тем больше у него будет опыт перед вступлением во взрослую жизнь.