Развитие детей дошкольного возраста

06-07-2020 Дошкольный период — интересное особенное время с 2 до 7 лет, фундамент, на котором формируются первичные психические, физические и социальные навыки, качества, отношение к обществу и окружающему миру. Детство в этом возрасте играет важнейшую роль в становлении личности. Мир начинает расширяться за пределы семьи.

В этой статье собраны ключевые моменты и стороны взросления всех этапов роста, на которые нужно обратить пристальное внимание и гармонично развивать.

Младший дошкольный возраст от 2 до 3 лет

Психическое развитие

Медленно, но верно происходит отделение от матери. Во многих фразах слышится «Я», «Я сам!» - осознание своей значимости среди других. Иногда лучше не оказывать малышу излишнюю опеку, а позволить побыть самостоятельным, призывая к ответственности за свои действия. Помогать, когда в этом есть необходимость.

Физическое развитие

Для этих лет характерны хорошая ходьба, прыжки, бег, сидение на корточках, кувырканье, улучшение скорости и ловкости, ловля и пинание мяча, поднятие и спуск по ступенькам, опираясь на перила.Малыш изучает как завязывать шнурки, застегивать пуговицы, держать карандаш, расческу, ложку, зубную щетку. Попрактиковать некоторые из этих действий можно на бизиборде.

Все движения, приобретенные до 2-х лет будут закрепляться и развиваться дальше. Особенность в том, что они выполняются без поддержки взрослых, максимум по подсказке.

Речевое развитие

Постепенно пополняется словарный запас до 300-400 слов. В основном это существительные и глаголы. Кроха складывает фразы из 2-3 слов, соотнося их с людьми и предметами. Задает вопросы по типу «Что это?», «Почему?», «Как?». Понимает, что ему говорят и простые команды: возьми за руку, убери штаны в шкаф, почисти зубки и т.д.
Произношение звуков еще отстает. Идет замена некоторых букв. Например, конь — кой, дом — зом, малина — мамина, шлем — сем.

Подтянуть речь можно обсуждая с ребенком картинки из книг/журналов, или животных из зоопарка, или то, как он провел день, комментируя свои действия, дав возможность контакта с другими детьми.

 Чего делать не стоит:
- угадывать желания (так у детей будет мотивация говорить);
- упрощать, умилять или искажать слова (для крохи это станет привычным, а переучивать в дальнейшем будет весьма сложно).

Эмоциональное развитие

Малыш чувствителен, может резко заплакать, закричать, разозлиться. Однако его легко отвлечь игрушкой, мультфильмом.
Основные эмоции — радость, злость, раздражение и удовлетворенность.
Ребенок нуждается в похвале, огорчается, если про него забыли, чувствует вину за проступок, гордость за достижение, стыд.

Социальное развитие

Появляется открытость людям, интерес к другим детям и подражание старшим. Старшие должны подавать положительный пример. Игра — самый естественный способ общения между собой. Социализация тесно переплетена с речью.

Творческое развитие

Карапузы с удовольствием танцуют, повторяют песенки, например, «ладушки-ладушки». Рисуют на чем угодно, в большом размере и в разные стороны. Это полезная практика моторики ручек.

Интеллектуальное развитие

Малыш уже способен распознавать круг, квадрат, треугольник, цвета.
Выделяет основные признаки объекта, но если они ярко выражены. Различает «много» и «мало», части суток (утро, день, ночь)и сегодня/завтра.
Окружающее познается методом проб и ошибок. Вещи бросают во все углы, с разной высоты и скоростью, с интересом наблюдая, что с ними будет.

Младший дошкольный возраст от 3 до 4 лет

Психическое развитие

3 года — это следующий рубеж взросления. Время набраться терпения, потому что наступает «кризис трех лет» - нестабильное эмоциональное состояние. Оно характеризуется непослушанием, многочисленными «хочу», «не буду», действиями наоборот, резкими перепадами настроения, вспышками гнева по незначительным причинам или вообще без них. Контролировать себя и отвечать за последствия пока не получается. В ход идут манипуляции.Справиться с этим родителям поможет спокойная реакция без ругательств, установление правил и следование им всей семьей, а также возможность выбора.

Дитя уже более самостоятельное, может решить сам хочет ли добавки еды, пойдет ли в туалет, гулять. Опять-таки может делать все по-своему. Важно при этом следить за ним и предостерегать от беды: «не совать пальчик в розетку или огонь, будет больно», «игла острая, осторожно», «смотри под ноги»... Поскольку он еще не умеет определять опасная ситуация или нет.

Физическое развитие

Итак, вашему непоседе уже 3 годика. Он держит равновесие, поднимается по лестнице без опоры, наклоняется вперед и назад, регулирует шаги, скорость ходьбы и бега, проходит через препятствия, лучше играет с мячом. Конечно, все это не будет развиваться само собой, здесь потребуется помощь родителей.
Уже можно садиться на трехколесный велосипед и уверенно крутить педали.
Возбудимость и энергичность повышенная, отсюда и много ненужных движений.

Речевое развитие

Словарный запас достигает 1500 слов, фразы длиннее и внятнее. Произношение элементарных «мама», «папа», «деда», «кот», «дом» — четкое. Вопросы прибавятся и участятся. У вас будет настоящий любознайка и почемучка. Такая активность может раздражать, но у этого показателя свое значение, т.к. информация накапливается и память улучшается. Чем больше дитя разговаривает, тем лучше интеллект.
Проблемы присутствуют в произношении шипящих звуков и «р», «л».
Малыш способен рассказывать короткие истории, описывать увиденное, говорить свое имя и фамилию, изменять громкость голоса.

Эмоциональное развитие

Эмоции сложно сдерживать. Они также зависят от эмоционального настроя в семье, от комфортного состояния здоровья, от общения со сверстниками.
Появляется тревожность, агрессия, страхи.
Иногда малютка будет вести себя как будто ему 1 или 2 года. Например, капризничать, если он устал или проголодался. Разговаривайте с ним чаще.
Позы и жесты еще не освоены.

Социальное развитие

Детки уже очень любят общение со всеми, в особенности с другими детьми. Они играются, разговаривают, пробуют решать проблемы, сотрудничать, делиться или меняться игрушками. Зарождается первая дружба и симпатия.
Малыш осознает какого он пола и продолжает копировать взрослое поведение. Также, на этом этапе он хочет помогать маме и папе. Можно научить его парочке легких домашних дел. Будет не лишним познакомить с традициями и праздничными особенностями.

Творческое развитие

В этот период фантазия бурлит и можно подогревать ее с помощью разнообразных творческих занятий, помимо пения и танцев. Например: лепка, рисование, аппликации из бумаги, бисера, листочков деревьев, конструкторы, оригами, вырезание.
Конечно дети еще не особо усидчивы, но даже маленький промежуток времени, который они проведут за творчеством очень полезен.

Интеллектуальное развитие

Оно включает в себя знание основных геометрических форм, некоторых цветов и растений, животных и птиц, сторон «лево» и «право», овощей и фруктов, частей тела, транспорта, явления природы, цифры от 1 до 10.
Малыш начинает видеть различия предметов, анализировать задачи, ситуации, показывать в реальности то, что изображено на картинке, определять больше/меньше, высоко/низко, узко/широко.
Некоторые педагоги предлагают обучение алфавиту в легкой игровой форме.

Средний дошкольный возраст от 4 до 5 лет

9.jpg

Психическое развитие

Кризис постепенно заканчивается. Детки уравновешенные, послушные, независимые от родителей. Ощущая себя самостоятельными и большими, могут покомандовать мамой и папой. Главное адекватно реагировать, хвалить, умеренно наказывать когда это необходимо, быть открытым.
Совершенствуется воображение, восприятие, память, нравственность, воля, ответственность, мышление, концентрация.
Фантазия и реальность находятся на одном уровне.
Часто могут возникать страхи. Например, боязнь «монстра из шкафа», «Бабы Яги», темноты и другие фобии. Желательно не смотреть с детьми фильмы ужасов и не рассказывать им страшные истории.

Физическое развитие

Карапуз гиперактивный, ходит назад, боком, хорошо и долго бегает, прыгает, балансирует на одной ноге, лазает на качелях и турниках, выполняет гимнастические упражнения, борется, катается на велосипеде, санках. Вырабатывается выносливость.
С этого возраста как раз полезно начинать тренировки для укрепления скелета, мышц, улучшения реакции, координации и подъема иммунитета. Это будет весьма кстати, т.к. при этом высвобождается энергия и не копится напряжение.
Если родители хотят вырастить спортсменов, то уже стоит отдавать детей в различные секции: плавание, гимнастику, фигурное катание, танцы и т.д.
Развивая мелкую моторику, можно научить держать правильно ручку и карандаш и подготавливать к письму.
Физическая активность напрямую связана с психикой и социумом. С физическим развитием нарастает уверенность в себе, исчезает вялость на фоне сверстников. А параллельно со спортивными занятиями можно завести друзей.

Речевое развитие

Язык совершенствуется, словарь в голове обогащается до 2000-3000 слов, речь более связная и последовательная. Ребенок активно включается в разговор, переспрашивает, уточняет, объясняет смысл услышанного, пытается формулировать свои мысли, мнение, рассказывает чем он занимался или что его беспокоит (например, со здоровьем). Выговаривает имена и фамилии членов семьи, употребляет множественное число, прилагательные и наречия.
С яркой фантазией речь становится изобретательней.
Конечно еще есть над чем работать.

Эмоциональное развитие

В отличие от неуравновешенности и импульсивности 3-х лет, это время затишья. Дети учатся выражать и сдерживать свои чувства, определять эмоции других людей и реагировать на них.
Проявляются более глубокие чувства, такие как привязанность и ранимость. По-прежнему остается нужда в одобрении.

Социальное развитие

Дети все больше осваивают человеческие отношения и общественные нормы. Они общаются между собой, ссорятся, мирятся, делятся секретами, завоёвывают уважение, конкурируют, устраивая соревнования.
Полностью и сразу осознать правила поведения не получается, но уже есть понимание как надо себя вести, а как нельзя.
Мальчики создают свои компании, девочки тоже уединяются.
Игровые и реальные взаимоотношения разделяются.
Главное, не ограничивать ребенка в общении.
В этом возрасте дети могут замечать, что они не такие, как другие. Следует напомнить им, что в этом ничего плохо нет, а наоборот, это их особенность и уникальность.

Творческое развитие

Знания и опыт предыдущих лет накоплены и начинаются эксперименты, создание чего-то нового.
Художество будет полезно для мышления, сосредоточенности, воображения, навыков искусства, моторики.
По рисункам возможно понять насколько правильно развивается дитя.
Творческие способности могут проявиться в игре и рассказах.
Развитию творчества поможет создание для этого условий, включение в подходящую по возрасту и желанию деятельность. Ребенок увереннее водит кисточкой, любит рисовать, смешивать оттенки цветов. Можно купить для него набор юного художника, организовать уютный уголок, записать в кружок рисования, чтобы он развивался в коллективе и под наблюдением профессионала. Если интерес проявлен к технике, подарить игрушечный набор инструментов.

Интеллектуальное развитие

Кроха по-прежнему открывает мир для себя. Постепенно у него складывается общая картина, расширяется кругозор.
Он уже считает и собирает что-либо, классифицирует это в группы, знает как выглядят цифры письменно, находит предметы если описать ему их характерные черты. Называет различия и сходства вещей и их назначение. Знает признаки времен года. Улавливает смысл последовательных изображений.
Продолжать растить интеллект эффективнее в игровой форме, ведь так можно заинтересовать детей. Например: давать несложные пазлы, предметы объединенные общими свойствами, задания на логику, поиск парных изображений, упражнения на улучшение памяти и т.д. Не забывайте развивать анализирование, сравнение, классификацию.
Если дочь или сын задают вам вопросы можно ответить не научным языком, а пофантазировать.

Старший дошкольный возраст от 5 до 6 лет

Психическое развитие

Дошкольники растут, осмысливают нравственные нормы поведения, справедливость, понятие о морали, добре и зле. Осознают ответственность.
Психика созрела для восприятия материала в крупном объеме.
Наряду с этим, усиливается терпеливость, усидчивость, сосредоточенность. Возбудимость не повышается.
Информация запоминается не просто так, а с какой-либо целью.
Ребенок еще более самостоятельный: сам моется, чистит зубы, убирает за собой, одевается.
Негативное внешнее воздействие на психику может быть оказано при нездоровых отношениях между членами семьи. Ребенок может лгать или искажать истину.
Окружение помимо семьи также может повлиять на психику детей, т.к. они начинают оценивать себя со всех сторон. Здесь следует не сравнивать их с другими.

Физическое развитие

Упражнения на турниках, лазание по горкам, шаги, прыжки через скакалку, в длину, высоту и на одной ноге, осанка, бег с препятствиями, наперегонки, в быстром или медленном темпе — все эти и другие движения ловкие и скоординированные.
Трехколесный велосипед можно смело менять на двухколесный. Или же учить малыша кататься на скейтборде, сноуборде, самокате, роликах.
Возникает желание и потребность в ежедневном движении.

Речевое развитие

Лексика пополняется до 4000 слов.
Дети запоминают и называют свой адрес, трудовую деятельность, рассказывают стихи с интонацией и выразительностью. Запас слов будет и дальше увеличиваться, если расширять кругозор и стимулировать на разговоры.
Улучшается и усложняется грамматика. В речи проходит связь между причиной, временем, условиями и следствием.
Велика тяга к рифме. Обобщаются понятия (огурец и картофель — это овощи, шапка и куртка — это одежда). Возможен пересказ до 50 предложений. Употребляются слова с противоположным значением.
Ошибки с произношением практически исправляются. Но, затруднения могут быть с «с, з, ш, р, л».
Поскольку дети продолжают подражать взрослым, то и общаться с ними нужно как со взрослыми — грамотно, четко, не торопливо произнося звуки, слова и фразы. Вы — образец для ваших детей.

Эмоциональное развитие

Ребенок распознает в себе полный спектр чувств и эмоций. Прибавляются и нежность, ощущение прекрасного, чувство юмора. Все это выразительно, сложно и преобладает над всеми сторонами жизни. Переживания проявляются при прослушивании музыки и рассказов, просмотре мультиков.
Малыш не просто может выразить ту или иную эмоцию, но и описать ее и то, что он почувствовал, испытав это.
Развивать эту сферу можно через игры.

Социальное развитие

Социальный мир расширяется вместе с представлениями о месте проживания, стране, объектах, об отношениях с людьми, отличных по возрасту и профессии, с родственниками.
Малыш здоровается и прощается, благодарит.
Со своими одногодками включается не только в забавы, но и в любые другие дела (например творчество).
В это время пора учить уважению, ведению диалога, уступчивости, доброжелательности, самоконтролю, щедрости. Кроме того, объяснить как принято себя вести мальчикам, а как девочкам.
При взаимосвязи с обществом, собственные желания все больше сопоставляются с другими.
Ваше чадо может вполне помогать вам с домашними делами и делать это с удовольствием, проявлять инициативу.
Вырабатываются привычки — здесь важно начать закладывать навыки для взрослой жизни.

Творческое развитие

Что касается художественной деятельности, то ребенок рисует задуманное, сюжетные картины, срисовывавает с образца, передавая форму, цвета, очертания, смешивает палитру цветов, получает новые оттенки, ориентируется на бумаге.
В сфере музыки различает ее жанры, может выучить песню, спеть ее и еще потанцевать.
Способен конструировать по инструкции, вырезать из бумаги квадраты, круги, полоски, треугольники, цветочки и делать из этого аппликации, лепить полноценные фигурки людей или животных из пластилина и глины.

Интеллектуальное развитие

К 6 годам мышление все еще преимущественно наглядно-образное. Дитя уже более осведомленное, имеет обширное представление об окружающем мире. Знает оттенки цветов, детали объектов.
Различает свойства предмета: запах, цвет, форма, размер, материал.
Может складывать и вычитать до 10. Знает названия дней недели, месяцев и их последовательность, местоположение предмета, природные явления, правила дорожного движения, применение той или иной техники. Рассуждает, анализирует, сравнивает, делает какие-либо простые заключения из ситуаций. Способен выучить правила и подчиняться им.
Его уже можно учить звонить по телефону.

Старший дошкольный возраст от 6 до 7 лет

Психическое развитие

Завершающий значимый этап перед школьной порой, и скоро жизнь кардинально поменяется. Идет постепенная подготовка к школе. Будущий ученик компетентен анализировать ситуации, принимать решения на основе своих знаний, отдавать себе отчет в своих намерениях и действиях, контролировать их. Он осознает свои переживания и чувства. Помнит каким он был в прошлом, знает кто в настоящем, представляет себя в будущем.
Умеет сосредотачиваться не только на том, что его интересует, а также на менее увлекательных, делах (уроках, уборке например) с помощью силы воли. Концентрация сохраняется до одного часа.

Самооценка обретает большое значение. До школы она достаточно высокая, затем может еще расти или же падать. Это будет зависеть от критики окружающих, поскольку нет возможности составить свой образ самому.
Поведение также меняется, защитная реакция проявляется в виде споров, непослушания, паясничества.
Активно развиваются такие психические процессы, как: творческое воображение, фантазия, зрительная и слуховая память, глубокое восприятие мира через глаза и уши.
Логическое мышление подразумевает умение выделять лишнее среди списка предметов, разделять их по общим признакам, видеть закономерности, устанавливать причинно-следственную связь. Мышление происходит не только через образ, но и через текст.

Физическое развитие

Помимо того, что навыки, которыми овладели до этих лет, усовершенствовались, прибавились новые способности, такие как:
- бегать не только по ровной поверхности, но и по холмистой;
- пробегать расстояния от 200 до 300 метров;
- ловить мяч в руки и бросать в цель;
- держать равновесие (спокойно ходить по узкому бордюру или турнику);
- прыгать на скакалке, через препятствия, через ступеньки;
- приседать;
- подниматься по канату и т.д.

Движения более уверенные и скоординированные.
Особенность этого возраста в отличии физической активности двух полов. Мальчики становятся стройными и худыми, больше занимаются спортом, в связи с чем у них развита крупная моторика. Девочки же округляются, предпочитают спокойные игры, у них развита мелкая моторика.

Речевое развитие

Запас слов достигает 6000 слов, улучшается грамматика, выстраиваются предложения с наречиями, прилагательными, синонимами, антонимами, развивается способность вести монолог и диалог. Речь становиться похожей на речь взрослого.
Мальчики любят говорить короткими фразами, выделяя главное.
Девочки более разговорчивые и красноречивые, используют длинные высказывания.
Составить длинный полноценный рассказ или пересказ еще трудновато. Дети будут держать длинные паузы, сбиваться с мысли, нуждаться в подсказках.
В этом возрасте будущий первоклассник должен выговаривать все звуки. Это важный аспект, поскольку от правильности произношения зависит правильность написания.

Эмоциональное развитие

Эмоции становятся избирательнее, разнообразнее, богаче, проявляются через жесты, позы, взгляды, улыбки. Прибавляется восторг, восхищение, смущение.
Беспричинное проявление негатива происходит все реже.
Меньше импульсивности и лучше самоконтроль.
Но при возникновении проблем в общении дети могут заплакать, подраться, нагрубить, обидеться.
Они распознают эмоциональное настроение не только у себя, но и других детей.
Эта сфера тесно связана с психической и социальной. От того насколько сильные страхи или насколько хороши отношения с другими сверстниками будет зависеть спокойствие и удовлетворение малыша.
Следует обратить внимание на то, слишком ли эмоционален ребенок или вообще безэмоционален.

Социальное развитие

Общение между собой, совместные занятия чем-либо, внимание со стороны — большая потребность в течении длительного времени. К этому прибавляется осознание своего места в обществе.
К 7 годам должны быть усвоены основные правила взаимоотношений, общения с другими детьми. Дошколята должны понимать почему нужно оказывать поддержку, заботиться, проявлять понимание, быть благородным, добрым и внимательным к людям.
Примерами социального взаимодействия могут служить сцены из кинофильмов, книг, театральных постановок.
В саду или на площадках группы детей разделяются на популярных и нет, могут конкурировать. Там они делятся своими желаниями, планами, знаниями, тайнами, впечатлениями, мечтами.
Конечно при взаимодействии интерес к другим видам деятельности есть, но преимущественным остается игра.
Она приобретает глубокий смысл и усложняется, в нее переносят сюжеты из жизни. Учитываются интересы всех участников.

Творческое развитие

В 6-7 лет малышам все также интересно, любопытно. Они пытливо изучают все вокруг. Поют, танцуют, рисуют, лепят, сочиняют песни, рассказы или сказки, играют в ролевые игры. В детском саду активно принимают участие в творческих конкурсах, соревнованиях. А сколько от этого положительных эмоций!
Важно развивать способность фантазировать, озвучивать свои идеи, искать решения проблем.

Интеллектуальное развитие

Способность усваивать информацию основной аспект для шести и семи лет.
Благо в этом возрасте они имеют мотивацию внутри себя, проявляют большой интерес к изучению, впитыванию новых знаний. Главное поддерживать заинтересованность, создать благоприятную обстановку для обучения, обеспечить необходимыми предметами и книгами. Можно посещать, выставки, музеи, концерты.
Внимание произвольное. Мышление не только наглядно-образное, но и действенно-образное.
Детки уже знают цифры от 1 до 10, как они
пишутся, называются. Уже готовы учить следующие 10 цифр. Умеют рисовать полноценные картины, срисовывать. Разбираются во времени.
Держат не только ручку и карандаш, но и используют ножницы, линейки, выполняют задания по инструкции.

Итого

С 2-7 лет малыш собирает информацию, приобретает навыки и умения, формирует стержень для дальнейшего взросления, открывает для себя новые горизонты и возможности.

  Задача родителей не упустить момент и вложить все возможные усилия в становлении личности и ее всестороннее развитие. При воспитании нужно учитывать много аспектов и время от времени использовать индивидуальный подход к вашему чадо, ведь он неповторимый.

Кем создан (имя): (admin) Светлана Силухина

Возврат к списку


 
Текст сообщения*
Загрузить файл или картинкуПеретащить с помощью Drag'n'drop
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Защита от автоматических сообщений
Загрузить изображение