Развитие детей дошкольного возраста

06-07-2020 Дошкольный период — особенное время с 2 до 7 лет, когда строится фундамент с первичными психическими, физическими и социальными навыками, вырабатываются качества, отношение к обществу и окружающему миру. Детство в этом возрасте играет важнейшую роль в становлении личности. Мир расширяется за пределы семьи.

В статье собраны ключевые моменты и стороны взросления на всех этапах роста, на которые нужно обратить пристальное внимание и гармонично развивать.

Развитие в 2-3 года. Младший дошкольный возраст.

ПсихикаBoy-with-picture-book.jpg

Медленно идет отделение от матери. Во многих фразах слышится «Я», «Я сам!» - осознание своей значимости среди других. Иногда лучше не оказывать малютке излишнюю опеку, а позволить побыть самостоятельным, призывая к ответственности за свои действия. Помогать, когда в этом есть необходимость.

Физическое развитие

Для этих лет характерны хорошая ходьба, прыжки, бег, сидение на корточках, кувырканье, улучшение скорости и ловкости, ловля и пинание мяча, поднятие и спуск по ступенькам, опираясь на перила. Малыш изучает как завязывать шнурки, застегивать пуговицы, держать карандаш, расческу, ложку, зубную щетку. Попрактиковать некоторые из этих действий можно на бизиборде.

Все движения, приобретенные до 2-х лет будут закрепляться и развиваться дальше. Особенность в том, что они выполняются без поддержки взрослых, максимум по подсказке.

Речь

Постепенно пополняется словарный запас до 300-400 слов. В основном это существительные и глаголы. Кроха складывает простые фразы, соотнося их с людьми и предметами. Задает вопросы по типу «Что это?», «Почему?», «Как?». Понимает, что ему произносят и простые команды: возьми за руку, убери штаны в шкаф, почисти зубки и т.д.
Произношение звуков еще отстает. Идет замена некоторых букв. Например, конь — кой, дом — зом, малина — мамина, шлем — сем.

Чтобы подтянуть речь обсуждая с ребенком картинки из книг/журналов, или животных из зоопарка, или то, как он провел день, комментируя свои действия, дав возможность контакта с другими детьми.

Чего делать не стоит:
  • угадывать желания (так у детей будет мотивация разговаривать);
  • упрощать, умилять или искажать слова (для крохи это станет привычным, а переучивать в дальнейшем будет весьма сложно).

Эмоции

Малыш чувствителен, может резко заплакать, закричать, разозлиться. Однако его легко отвлечь игрушкой, мультфильмом.
Среди эмоций — радость, злость, раздражение и удовлетворенность.
Ребенок нуждается в похвале, огорчается, если про него забыли, чувствует вину за проступок, гордость за достижение, стыд.

Социализация

Появляется открытость людям, интерес к другим детям и подражание старшим. Старшие должны подавать положительный пример. Игра — самый естественный способ общения между собой. Социализация тесно переплетена с речью.

Творчество

Карапузы с удовольствием танцуют, повторяют песенки, например, «ладушки-ладушки». Рисуют на чем угодно, в большом размере и в разные стороны. Это полезная практика моторики ручек.

Интеллект

Малыш уже способен распознавать круг, квадрат, треугольник, цвета.
Выделяет основные признаки объекта, но если они ярко выражены. Различает «много» и «мало», части суток (утро, день, ночь)и сегодня/завтра.
Окружающее познается методом проб и ошибок. Вещи бросают во все углы, с разной высоты и скоростью, с интересом наблюдая, что с ними будет.

Развитие в 3-4 года

Психикаpouting-little-girl-istock_000006840535xsmall5.jpg

3 года — это следующий рубеж взросления. Время набраться терпения, потому что наступает «кризис трех лет» - нестабильное эмоциональное состояние. Оно характеризуется непослушанием, многочисленными «хочу», «не буду», действиями наоборот, резкими перепадами настроения, вспышками гнева по незначительным причинам или вообще без них. Контролировать себя и отвечать за последствия пока не получается. В ход идут манипуляции. Справиться с этим родителям поможет спокойная адекватная реакция без ругательств, установление правил и следование им всей семьей, а также возможность выбора.

Дитя уже более самостоятельное, может решить сам хочет ли добавки еды, пойдет ли в туалет, гулять. Опять-таки может делать все по-своему. Важно при этом следить за ним и предостерегать от беды: «не совать пальчик в розетку или огонь, будет больно», «игла острая, осторожно», «смотри под ноги»... Поскольку он еще не умеет определять опасная ситуация или нет.

Физическое развитие

Вашему непоседе исполнилось 3 годика. Он держит равновесие, поднимается по лестнице без опоры, наклоняется вперед и назад, регулирует шаги, скорость ходьбы и бега, проходит через препятствия, лучше играет с мячом. Конечно, все это не будет развиваться само собой, здесь потребуется помощь родителей.
Уже можно садиться на трехколесный велосипед и уверенно крутить педали.
Возбудимость и энергичность повышенная, отсюда и много ненужных движений.

Речь

Словарный запас достигает 1500 слов, фразы длиннее и внятнее. Произношение элементарных «мама», «папа», «деда», «кот», «дом» — четкое. У вас будет настоящий любознайка и почемучка, постоянно задающий вопросы. Такая активность может раздражать, но у этого показателя свое значение - информация накапливается и улучшается память. Чем больше разговоров и бесед, тем лучше интеллект.
Проблемы присутствуют с шипящими звуками и буквами «р», «л».
Малыш способен рассказывать короткие истории, описывать увиденное, сказать свое имя, фамилию, изменять громкость голоса.

Эмоции

Эмоции сложно сдерживать. Они также зависят от эмоционального настроя в семье, от комфортного состояния здоровья, от общения со сверстниками.
Появляется тревожность, агрессия, страхи.
Иногда малютка будет вести себя как будто ему 1 или 2 года. Например, капризничать, если он устал или проголодался. Разговаривайте с ним чаще.
Позы и жесты осваиваются.

Социализация

Детки любят общаться, в особенности с другими детьми. Они играются, разговаривают, пробуют решать проблемы, сотрудничать, делиться или меняться игрушками. Зарождается первая дружба и симпатия.
Малыш осознает какого он пола и продолжает копировать взрослое поведение. Также, на этом этапе он хочет помогать маме и папе. Можно научить его парочке легких домашних дел, познакомить с традициями и праздничными особенностями.

Творчество

Бурлящую фантазию можно подогревать с помощью разнообразных творческих занятий, помимо пения и танцев.
Например: лепка; рисование; аппликации из бумаги, бисера, листочков деревьев; конструкторы; оригами; вырезание.
Конечно дети еще не особо усидчивы, но даже маленький промежуток времени, проведенный за творчеством очень полезен.

Интеллект

Оно включает в себя знание геометрических форм, некоторых цветов и растений, животных и птиц, сторон «лево» и «право», овощей и фруктов, частей тела, транспорта, явления природы, цифры от 1 до 10.
Малыш начинает различать предметы, анализировать задачи, ситуации, показывать в реальности то, что изображено на картинке, определять больше/меньше, высоко/низко, узко/широко.
Некоторые педагоги предлагают обучение алфавиту в легкой игровой форме.

Развитие в 4-5 лет. Средний дошкольный возраст.

Психика

Кризис потихоньку проходит. Детки уравновешенные, послушные, независимые от родителей.
Главное хвалить, быть открытым, умеренно наказывать когда это необходимо.
Совершенствуется восприятие, память, нравственность, воля, ответственность, мышление, концентрация.
Фантазия и реальность находятся на одном уровне.
Появляются страхи. Например, боязнь «монстра из шкафа», «Бабы Яги», темноты и другие фобии. Желательно не смотреть с детьми фильмы ужасов и не рассказывать им страшные истории.

KidWeightLift.jpg

Физическое развитие

Ребёнок гиперактивный, ходит назад, боком, хорошо бегает, прыгает, балансирует на одной ноге, лазает на качелях и турниках, выполняет гимнастические упражнения, борется, катается на велосипеде, санках.

С этого возраста тело более выносливое. Полезно делать тренировки для укрепления скелета, мышц, улучшения реакции, координации и подъема иммунитета. Энергия высвобождается энергия и напряжение не копится.

Если родители хотят вырастить спортсменов, то уже можно отдавать детей в спортивные секции: плавание, гимнастику, фигурное катание, танцы и т.д.

Физическое развитие переплетается с психикой и социумом. Нарастает уверенность в себе, уходит вялость на фоне сверстников. На занятиях появляются новые друзья.

Речь

Словарь обогащается до 2000-3000 слов, речь более связная и последовательная. Ребенок активно включается в разговор, переспрашивает, уточняет, объясняет смысл услышанного, пытается формулировать свои мысли, мнение, рассказывает чем он занимался или что его беспокоит (например, со здоровьем). Выговаривает имена и фамилии членов семьи, употребляет множественное число, прилагательные и наречия.
С ярким воображением речь изобретательнее.
Но есть над чем работать.

Эмоции

В отличие от неуравновешенности и импульсивности 3-х лет, это время затишья. Дети учатся выражать или сдерживать свои чувства, определять эмоции других людей и  правильно реагировать на них.
Проявляются более глубокие чувства, такие как привязанность и ранимость. По-прежнему есть нужда в одобрении.

Социализация

Дети больше осваивают человеческие отношения и общественные нормы. Они общаются между собой, ссорятся, мирятся, делятся секретами, завоёвывают уважение, конкурируют, устраивая соревнования.
Полностью и сразу осознать правила поведения не получается, но уже есть понимание как надо себя вести, а как нельзя.
Мальчики создают свои компании, девочки тоже уединяются.
Игровые и реальные взаимоотношения разделяются.
Главное, не ограничивать ребенка в общении.
Напоминайте детям об из особенностях и уникальности, если они замечают что отличаются от других.

Творчество

Знания и опыт предыдущих лет накоплены и пора делать эксперименты, создавать что-то самим. Например, рисуя картины. Художество полезно для мышления, сосредоточенности, воображения, навыков искусства, моторики. По рисункам возможно понять насколько правильно развивается дитя.

Развитию творчества поможет создание для этого условий, включение в подходящую по возрасту и желанию деятельность. 
Ребенок увереннее водит кисточкой, любит рисовать, смешивать оттенки цветов. Можно купить для него набор юного художника, организовать уютный уголок, записать в кружок рисования, чтобы он развивался в коллективе и под наблюдением профессионала. Если интерес проявлен к технике, подарить игрушечный набор инструментов.

Творческие способности проявляются и в игре с рассказами.

Интеллект

Кроха по-прежнему открывает мир для себя. У него складывается общая картина, расширяется кругозор.
Он уже считает и собирает что-либо, классифицирует это в группы, знает как выглядят цифры письменно, находит предметы если описать ему характерные черты. Называет различия и сходства вещей и их назначение. Знает признаки времен года. Улавливает смысл последовательных изображений.
Продолжать растить интеллект эффективнее в игровой форме, ведь так дети наверняка заинтересуются. Например: давать несложные пазлы, предметы объединенные общими свойствами, задания на логику, поиск парных изображений, упражнения на улучшение памяти и т.д. Не забывайте развивать анализирование, сравнение, классификацию.

Развитие в 5-6 лет. Старший дошкольный возраст.

Психика

Дошкольники растут, осмысливают нравственные нормы поведения, справедливость, понятие о морали, добре и зле. Осознают ответственность.
Психика созрела для восприятия материала в крупном объеме.
Наряду с этим, усиливается терпеливость, усидчивость, сосредоточенность. Возбудимость не повышается.
Информация запоминается не просто так, а с какой-либо целью.
Ребенок более самостоятельный: сам моется, чистит зубы, убирает за собой, одевается.
На психику влияет семья. При нездоровых отношениях ребёнок будет искажать истину, лгать. А во внешнем окружении начинается оценка себя, сравнение с другими.

Физическое развитие

Упражнения на турниках, лазание по горкам, шаги, прыжки через скакалку, в длину, высоту и на одной ноге, осанка, бег с препятствиями, наперегонки, в быстром или медленном темпе — все эти и другие движения ловкие и скоординированные.
Трехколесный велосипед можно смело менять на двухколесный. Или же учить малыша кататься на скейтборде, сноуборде, самокате, роликах.
Возникает желание и потребность в ежедневном движении.

Речь5-6 лет

Дети запоминают и называют свой адрес, трудовую деятельность, рассказывают стихи с интонацией и выразительностью. Запас слов будет и дальше увеличиваться, если расширять кругозор и стимулировать на разговоры.
Улучшается грамматика. В речи проходит связь между причиной, временем, условиями и следствием.
Велика тяга к рифме. Обобщаются понятия групп вещей (огурец и картофель — овощи, шапка и куртка — одежда). Возможен пересказ до 50 предложений. Употребляются слова с противоположным значением.
Ошибки с произношением практически исправляются. Но, затруднения бывают с «с, з, ш, р, л».
Поскольку дети подражают взрослым, то и общаться с ними нужно грамотно, четко, не торопливо произнося звуки, слова и фразы. Вы — образец для ваших детей.

Эмоции

Ребенок распознает в себе полный спектр чувств и эмоций. Здесь и нежность, и ощущение прекрасного, и чувство юмора. Все это выразительно, сложно и преобладает над всеми сторонами жизни. Переживания проявляются при прослушивании музыки и рассказов, просмотре мультиков.
Выражая эмоцию дитя описывает и то, что он почувствовал при этом.
Развивать эту сферу возможно через игры.

Социализация

Социальный мир расширяется вместе с представлениями о месте проживания, стране, объектах, об отношениях с людьми, отличных по возрасту и профессии, с родственниками.
Малыш здоровается и прощается, благодарит.
Со своими одногодками включается не только в забавы, но и в другие дела (например творчество).
В это время пора учить уважению, ведению диалога, уступчивости, доброжелательности, самоконтролю, щедрости. Кроме того, объяснить как принято себя вести мальчикам, а как девочкам.
При взаимодействии с обществом, собственные желания все больше соотносятся с другими.
Ваше чадо может вполне помогать вам с домашними делами и делать это с удовольствием, проявлять инициативу.
Вырабатываются привычки — важно начать закладывать навыки для взрослой жизни.

Творчествоuthk

В художественном ремесле ребенок рисует задуманное, сюжетные картины, срисовывает с образца, передавая форму, цвета, очертания, смешивает палитру цветов, получает новые оттенки, ориентируется на бумаге.
В сфере музыки различает ее жанры, может выучить песню, спеть ее и еще потанцевать.
Способен конструировать по инструкции, вырезать из бумаги квадраты, круги, полоски, треугольники, цветочки и делать из этого аппликации, лепить полноценные фигурки людей или животных из пластилина и глины.

Интеллект

К 6 годам мышление преимущественно наглядно-образное. Дитя уже более осведомленное, с обширными представлениями об окружающем мире. Знает оттенки цветов, детали объектов.
Различает свойства предмета: запах, цвет, форма, размер, материал.
Может складывать и вычитать до 10. Знает названия дней недели, месяцев и их последовательность, местоположение предмета, природные явления, правила дорожного движения, применение той или иной техники. Рассуждает, анализирует, сравнивает, делает какие-либо простые заключения из ситуаций. Способен выучить правила и подчиняться им.
Его уже можно учить звонить по телефону.


Развитие в 6-7 лет

Психика

Завершающий этап перед школой и скоро жизнь кардинально поменяется. Будущий ученик компетентен анализировать ситуации, принимать решения на основе своих знаний, отдавать себе отчет в своих намерениях и действиях, контролировать их. Он осознает свои переживания и чувства. Помнит каким он был в прошлом, знает кто в настоящем, представляет себя в будущем.
Умеет сосредотачиваться не только на том, что его интересует, но и на менее увлекательных делах (уроках, уборке например) с помощью силы воли. Концентрация сохраняется до одного часа.

Самооценка будет расти еще или же падать. Это зависит от критики окружающих, поскольку нет возможности составить собственный образ самому.
Меняется поведение, защитная реакция проявляется в виде споров, непослушания, паясничества.
Активно развиваются психические процессы: творческое воображение, фантазия, зрительная и слуховая память, глубокое восприятие мира через глаза и уши.
Логическое мышление идет не только через образ, но и через текст. Это и умение выделять лишнее среди списка предметов, и разделять их по общим признакам, и видеть закономерности, и устанавливать причинно-следственную связь.

Физическое развитие

Помимо того, что навыки, которыми овладели до этих лет, усовершенствовались, прибавились новые:
  • бегать не только по ровной поверхности, но и по холмистой;
  • пробегать расстояния от 200 до 300 метров;
  • ловить мяч в руки и бросать в цель;
  • держать равновесие (спокойно ходить по узкому бордюру или турнику);
  • прыгать на скакалке, через препятствия, через ступеньки;
  • приседать;
  • подниматься по канату и т.д.

Движения более уверенные и скоординированные.
Особенность этого возраста в отличии физической активности двух полов. Мальчики становятся стройными и худыми, больше занимаются спортом, в связи с чем у них развита крупная моторика. Девочки же округляются, предпочитают спокойные игры, у них развита мелкая моторика.

Речь

Предложения строятся с наречиями, прилагательными, синонимами, антонимами. Развивается способность вести монолог и диалог. Речь становится похожей на речь взрослого.
Мальчики любят говорить короткими фразами, выделяя главное.
Девочки более разговорчивые и красноречивые, используют длинные высказывания.
Составить полноценный рассказ или пересказ еще трудновато. Дети будут держать длинные паузы, сбиваться с мысли, нуждаться в подсказках.
В этом возрасте будущий первоклассник должен выговаривать все звуки, от этого зависит правильность написания.

Эмоции

Эмоции избирательные, разнообразные, богаче, проявляются через жесты, позы, взгляды, улыбки. Прибавляется восторг, восхищение, смущение.
Меньше импульсивности и лучше самоконтроль.
Но при возникновении проблем в общении дети могут заплакать, подраться, нагрубить, обидеться.
Они распознают эмоциональное настроение не только у себя, но и других детей.
Эта сфера тесно связана с психической и социальной. От того насколько сильные страхи или хорошие отношения с другими сверстниками будет зависеть спокойствие и удовлетворение малыша.
Следует обратить внимание на то, слишком ли эмоционален ребенок или вообще безэмоционален.

Социализацияyoung-girl-

Общение между собой, совместные занятия, внимание — большая потребность в течении длительного времени. К этому прибавляется осознание своего места в обществе.
К 7 годам должны быть усвоены основные правила взаимоотношений, общения с другими детьми. Дошколята должны понимать почему нужно оказывать поддержку, заботиться, проявлять понимание, быть благородным, добрым и внимательным к людям.
Примерами социального взаимодействия могут служить сцены из кинофильмов, книг, театральных постановок.
В саду или на площадках группы детей разделяются на популярных и нет, могут конкурировать. Там они делятся своими желаниями, планами, знаниями, тайнами, впечатлениями, мечтами.
Конечно при взаимодействии интерес к другим видам деятельности есть, но преимущественным остается игра. 
Она приобретает глубокий смысл и усложняется, в нее переносят сюжеты из жизни. Учитываются интересы всех участников.

Творчество

В 6-7 лет малышам все также интересно, любопытно. Они пытливо изучают все вокруг. Поют, танцуют, рисуют, лепят, сочиняют песни, рассказы или сказки, играют в ролевые игры. В детском саду активно принимают участие в творческих конкурсах, соревнованиях. А сколько от этого положительных эмоций!
Важно развивать способность фантазировать, озвучивать свои идеи, искать решения проблем.

Интеллект

Способность усваивать информацию основной аспект для шести и семи лет.
Благо в этом возрасте они имеют мотивацию внутри себя, проявляют большой интерес к изучению, впитыванию новых знаний. Главное поддерживать заинтересованность, создать благоприятную обстановку для обучения, обеспечить необходимыми предметами и книгами. Можно посещать, выставки, музеи, концерты. 
Внимание произвольное. Мышление не только наглядно-образное, но и действенно-образное.
Детки уже знают цифры от 1 до 10, как они
пишутся, называются. Уже готовы учить следующие 10 цифр. Умеют рисовать полноценные картины, срисовывать. Разбираются во времени.
Держат не только ручку и карандаш, но и используют ножницы, линейки, выполняют задания по инструкции.

Вывод

С 2-7 лет малыш собирает информацию, приобретает навыки и умения, формирует стержень для дальнейшего взросления, открывает для себя новые горизонты и возможности.

Задача родителей не упустить момент и вложить все возможные усилия в становлении личности и ее всестороннее развитие. При воспитании нужно учитывать много аспектов и время от времени использовать индивидуальный подход к вашему ребенку, ведь он неповторимый.

Кем создан (имя): (admin) Светлана Силухина

Возврат к списку


 
Текст сообщения*
Загрузить файл или картинкуПеретащить с помощью Drag'n'drop
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Защита от автоматических сообщений
Загрузить изображение