Развитие детей дошкольного возраста



В этой статье собраны ключевые моменты и стороны всех этапов взросления, на которые нужно обратить пристальное внимание и гармонично развивать.

Содержание:


Дошкольное время — период с 2 до 7 лет, когда закладываются психические, физические и социальные навыки. Вырабатываются качества личности, отношение к обществу и окружающему миру. Мир расширяется за пределы семьи.

Развитие в 2-3 года. Младший дошкольный возраст

Психика

Малыш становится самостоятельным. В разговоре слышится «Я», «Я сам!». Происходит осознание своей значимости среди других. Иногда лучше не оказывать излишнюю опеку, а позволить малютке самому совершать действия и быть ответственным. Помогайте при необходимости.

Физическое развитие

Развивается ходьба, прыжки, бег, сидение на корточках, кувырканье, скорость и ловкость, ловля и пинание мяча, поднятие и спуск по ступенькам, с опорой на перила. Малыш учится завязывать шнурки, застегивать пуговицы, держать предметы. Эти действия можно практиковать на бизиборде.

Движения, приобретенные до 2-х лет будут закрепляться и улучшаться. Теперь ребёнок двигается без поддержки взрослых, максимум по подсказке.

Речь

В речи только существительные и глаголы. Кроха складывает простые фразы, соотнося их с людьми и предметами. Спрашивает «Что это?», «Почему?», «Как?». Понимает несложные команды: возьми за руку, снимай обувь, почисти зубки. Подробнее о развитие речи можно прочитать в нашей статье "речевое развитие ребенка".

Произношение звуков еще отстает. В некоторых словах заменяются буквы: конь — кой, дом — зом, малина — мамина, шлем — сем.

Чтобы подтянуть речь, обсуждайте с ребенком картинки из книг/журналов, или животных из зоопарка. Пусть он расскажет как провел день, чем занимался. Обеспечьте возможность контакта с другими детьми.

Чего делать не стоит:
  • угадывать желания, иначе у детей не будет мотивации разговаривать;
  • умилять или искажать слова - для крохи это станет привычным, а переучивать в дальнейшем будет сложно.

Эмоции

Малыш чувствителен, может резко заплакать, закричать, разозлиться. Однако его легко отвлечь игрушкой и мультфильмом.
Среди эмоций — радость, злость, раздражение и удовлетворенность.
Ребенок нуждается в похвале, огорчается, если про него забыли, чувствует вину за проступок, гордость за достижение, стыд.

Социализация

Появляется открытость людям, интерес к другим детям и подражание старшим. Старшие должны подавать положительный пример. Игра — самый естественный способ общения между собой. 

Творчество

Карапузы с удовольствием танцуют, повторяют песенки. Они рисуют на чем угодно, в большом размере и в разные стороны. Это полезная практика моторики ручек.

Интеллект

Малыш распознает фигуры и цвета.
Выделяет ярко-выраженные признаки объекта. Различает много/мало, части суток (утро, день, ночь) и сегодня/завтра.
Окружающее познается методом проб и ошибок. Вещи бросают в углы, с разной высоты и скоростью, наблюдая, что с ними будет.

Развитие в 3-4 года

Психика

В 3 года наступает «кризис трех лет». Это состояние характеризуется непослушанием, многочисленными «хочу», «не буду», действиями наоборот, резкими перепадами настроения, вспышками гнева по незначительным причинам или вообще без них. Контролировать себя и отвечать за последствия пока не получается. В ход идут манипуляции. Справиться с этим родителям поможет спокойная адекватная реакция без ругательств, установление правил и следование им всей семьей, а также возможность выбора.

Дитя уже сам решает хочет ли добавки еды, пойдет ли в туалет или гулять. Опять-таки, может делать все по-своему. Важно при этом следить за ним и предостерегать от беды: «не совать пальчик в розетку или огонь, будет больно», «игла острая, осторожно», «смотри под ноги»... Поскольку он еще не умеет определять опасная ситуация или нет.

Физическое развитие

Маленький непоседа уже держит равновесие, поднимается по лестнице без опоры, наклоняется вперед и назад, регулирует шаги, скорость ходьбы и бега, проходит через препятствия, лучше играет с мячом. Конечно, все это не будет развиваться само собой, здесь потребуется помощь родителей.
Можно садиться на трехколесный велосипед и учиться крутить педали.
Возбудимость и энергичность повышенная, отсюда и много ненужных движений.

Речь

Словарный запас достигает 1500 слов, фразы длиннее и внятнее. Произношение «мама», «папа», «деда», «кот», «дом» — четкое. У ребёнка возникает любопытство ко всему. Он постоянно задает вопросы. Такая активность может раздражать, но у этого показателя свое значение - информация накапливается и улучшается память. Чем больше разговоров и бесед, тем лучше интеллект.
Проблемы присутствуют с шипящими звуками и буквами «р», «л».
Малыш способен рассказывать короткие истории, описывать увиденное, назвать свое имя, фамилию, изменять громкость голоса.

Эмоции

Эмоции сложно сдерживать. На них влияет эмоциональный настрой в семье, комфортное состояние здоровья и общение со сверстниками.
Появляется тревожность, агрессия, страхи.
Иногда малютка будет вести себя будто ему 1 или 2 года. Например, капризничать, при усталости или голода. Разговаривайте с ним чаще.
Осваиваются позы и жесты.

Социализация

Детки любят общаться, в особенности с другими детьми. Они играются, разговаривают, пробуют решать проблемы, сотрудничать, делиться или меняться игрушками. Зарождается первая дружба и симпатия.
Малыш осознает свой пол и продолжает копировать взрослое поведение.
На этом этапе он хочет помогать маме и папе. Научите его парочке легких домашних дел, познакомьте с традициями и праздничными особенностями.

Творчество

Развивать фантазию помогут аппликации из листочков дерева, лепка из глины, рисование, конструирование, оригами.
Конечно дети еще не усидчивы, но даже маленький промежуток времени, проведенный за творчеством очень полезен.

Интеллект

Он включает в себя знание геометрических форм, некоторых цветов и растений, животных и птиц, сторон «лево» и «право», овощей и фруктов, частей тела, транспорта, явления природы, цифры от 1 до 10.
Малыш начинает различать предметы, анализировать задачи и ситуации, показывать в реальности то, что изображено на картинке, определять больше/меньше, высоко/низко, узко/широко.
Некоторые педагоги предлагают обучение алфавиту в легкой игровой форме.

Развитие в 4-5 лет. Средний дошкольный возраст

Психика

Кризис потихоньку проходит. Детки уравновешенные, послушные, и в силах сами о себе позаботиться.
Главное умеренная похвала и открытость.
Совершенствуется восприятие, память, нравственность, воля, ответственность, мышление, концентрация.
Фантазия и реальность находятся на одном уровне.
Появляется боязнь «монстра из шкафа», «Бабы Яги», темноты и другие фобии. Желательно не смотреть с детьми фильмы ужасов и не рассказывать им страшилки.

Физическое развитие

Ребёнок гиперактивный, ходит назад, боком, хорошо бегает, прыгает, балансирует на одной ноге, лазает на качелях и турниках, выполняет гимнастические упражнения, борется, катается на велосипеде, санках.

Тело более выносливое. Полезно тренировать мышцы, укреплять скелет, улучшать реакцию, координацию и иммунитет. Энергия высвобождается и напряжение не копится.

Если родители хотят вырастить спортсменов, то можно записать детей на плавание, гимнастику, фигурное катание, танцы и т.д.

Физическое развитие переплетается с психикой и социумом. Нарастает уверенность в себе, уходит вялость на фоне сверстников. На занятиях появляются новые друзья.

Речь

Словарь обогащается до 2000-3000 слов, речь более связная и последовательная. Ребенок активно включается в разговор, переспрашивает, уточняет, объясняет смысл услышанного, пытается формулировать свое мнение, рассказывает чем он занимался или что его беспокоит (например, со здоровьем). Выговаривает имена и фамилии членов семьи, употребляет множественное число, прилагательные и наречия.
С ярким воображением речь изобретательнее.
Но, есть над чем работать.

Эмоции

Неуравновешенный период 3-х лет постепенно затихает. Дети учатся выражать или сдерживать чувства, определять эмоции других людей и правильно реагировать на них.
Проявляются глубокие чувства, привязанность и ранимость и т.д.... По-прежнему есть нужда в одобрении.

Социализация

Дети больше осваивают человеческие отношения и общественные нормы. Они общаются между собой, ссорятся, мирятся, делятся тайнами, завоёвывают уважение, конкурируют.
Сразу осознать правила поведения не получается, но уже есть понимание как надо себя вести, а как нельзя.
Мальчики создают свои компании, девочки тоже уединяются.
Игровые и реальные взаимоотношения разделяются.
Главное, не ограничивать ребенка в общении.
Напоминайте детям об их особенностях и уникальности, если они замечают свое отличие от других.

Творчество

Знания и опыт предыдущих лет накоплены. Пора делать эксперименты, создавать что-либо самим. К примеру, картины. А ведь, художество полезно для мышления, концентрации, воображения и моторики. По рисункам заметно насколько правильно развивается дитя.

Развитию творчества поможет создание для этого условий, включение в подходящую по возрасту и желанию деятельность. 
Если чадо с удовольствием водит кисточкой, можно купить набор юного художника, организовать уютный уголок, записать в кружок рисования, чтобы он развивался в коллективе и под наблюдением профессионала. Если интерес проявлен к технике, подарить игрушечный набор инструментов.

Творческие способности проявляются и в игре с рассказами.

Интеллект

Кроха по-прежнему открывает мир для себя. У него складывается общая картина, расширяется кругозор.
Он уже что-то считает, собирает, классифицирует в группы. Представляет, как выглядят цифры письменно, находит предметы, если описать ему характерные черты. Определяет различия и сходства вещей, их назначение. Знает признаки времен года. Улавливает смысл последовательных изображений.
Интеллект эффективнее развивать в игре. Ведь так дети наверняка заинтересуются. Например: давать несложные пазлы, предметы объединенные общими свойствами, задания на логику, поиск парных изображений, упражнения на улучшение памяти и т.д. 


Развитие в 5-6 лет. Старший дошкольный возраст

Психика

Дошкольники растут, осмысливают нравственные нормы поведения, справедливость, понятие о морали, добре и зле. Осознают ответственность.
Психика созрела для восприятия объёмного материала.
Усиливается терпеливость, усидчивость, сосредоточенность. Возбудимость не повышается.
Информация запоминается не просто так, а с какой-либо целью.
Ребенок сам моется, чистит зубы, убирает за собой, одевается.
На психику влияет семья. При нездоровых отношениях ребёнок будет искажать истину или лгать. Начинается сравнивание себя с другими, зарождается самооценка.

Физическое развитие

Движения ловкие и скоординированные.
Трехколесный велосипед можно смело менять на двухколесный, или же учить малыша кататься на скейтборде, сноуборде, самокате, роликах.
Энергии у ребенка хоть отбавляй. Он хочет двигаться постоянно и каждый день.

Речь

Дети запоминают и называют свой адрес, действия, рассказывают стихи с интонацией и выразительностью. Запас слов будет и дальше расти, если расширять кругозор и стимулировать на разговоры.
Улучшается грамматика. В речи проходит связь между причиной, временем, условиями и следствием.
Велика тяга к рифме. Обобщаются понятия групп вещей: огурец и картофель — овощи, шапка и куртка — одежда. Возможен пересказ до 50 предложений. Употребляются слова с противоположным значением.
Ошибки с произношением почти исправляются. Но, затруднения бывают с «с, з, ш, р, л».
Поскольку дети подражают взрослым, то и общаться с ними нужно грамотно, четко произнося звуки, слова и фразы. Вы — образец для ваших детей.

Эмоции

Ребенок распознает в себе нежность, ощущение прекрасного, чувство юмора. Это выразительно, сложно и преобладает над всеми сторонами жизни. Возникают переживания при прослушивании музыки и рассказов, просмотре мультфильмов.
Выражая эмоцию дитя описывает свои чувства.
Развивать эту область возможно через игры.

Социализация

Малыш имеет представления о месте проживания, стране, объектах, об отношениях с родственниками, с чужими людьми, отличающихся по возрасту и профессиям.
Он здоровается и прощается, благодарит. С одногодками включается в творчество и забавы.
В это время пора учить уважению, ведению диалога, уступчивости, доброжелательности, самоконтролю, щедрости. Объясните как принято себя вести мальчикам, а как девочкам.
В обществе, собственные желания соотносятся другими людьми.
Ребенок может вполне помогать с домашними делами и делать это с удовольствием, проявлять инициативу.
Формируются привычки — важно начать закладывать навыки для взрослой жизни.

Творчество

В художестве ребенок отражает свои мысли, интересные сюжетные картины, срисовывает с образца, смешивает цветовую палитру, получая новые оттенки.
В музыкальной сфере дитя различает жанры, может спеть песню.
Он способен конструировать по инструкции, вырезать из бумаги и делать аппликации, лепить фигурки людей или животных из пластилина и глины.

Интеллект

К 6 годам мышление преимущественно наглядно-образное. Дитя осведомленное и с обширными представлениями об окружающем мире. 
Ребенок различает свойства предмета: запах, цвет, форму, размер, материал, детали.
Он может складывать и вычитать до 10. Знает названия дней недели, месяцев и их последовательность, местоположение предмета, природные явления, ПДД, применение той или иной техники. Рассуждает, анализирует, сравнивает, делает простые заключения из ситуаций. Способен усвоить правила и подчиняться им.
Уже можно учиться звонить по телефону.

Развитие в 6-7 лет

Психика

Это завершающий этап перед школой, и скоро жизнь кардинально поменяется. Будущий ученик компетентен анализировать ситуации, принимать решения на основе своих знаний, отдавать себе отчет в намерениях и действиях, контролировать их. Он осознает свои чувства. Помнит себя в прошлом, знает кто в настоящем, представляет себя в будущем.
Концентрация сохраняется дольше, и не только на интересных, но и на нужных делах. 
Самооценка будет нестабильной. Это зависит от критики окружающих, поскольку нет возможности составить собственный образ самому.
Меняется поведение, защитная реакция проявляется в виде споров, непослушания, паясничества.
Развиваются психические процессы: творческое воображение, фантазия, зрительная и слуховая память, глубокое восприятие мира через глаза и уши.
Логическое мышление проявляется в умении выделять лишнее среди списка предметов, разделять их по признакам, видеть закономерности и устанавливать причинно-следственную связь.

Физическое развитие

Навыки предыдущих лет усовершенствовались. Прибавились:
  • бег не только по ровной поверхности, но и по холмистой;
  • бег на расстояние от 200 до 300 метров;
  • ловля мяча и бросание его в цель;
  • удержание равновесия (спокойно ходить по узкому бордюру или турнику);
  • прыжки на скакалке, через препятствия и ступеньки;
  • приседания;
  • подъем по канату и т.д.
Движения более уверенные и скоординированные.

Физическая активность двух полов отличается. Мальчики становятся стройными и худыми, больше занимаются спортом. У них развита крупная моторика. Девочки же округляются, предпочитают спокойные игры. У них развита мелкая моторика.

Речь

Предложения строятся с наречиями, прилагательными, синонимами и антонимами. Развивается способность вести монолог и диалог. Детская речь становится похожей на взрослую.
Мальчики любят говорить короткими фразами, выделяя главное. А девочки разговорчивые и красноречивые, используют длинные высказывания.
Составить полноценный рассказ или пересказ еще трудновато. Дети будут держать длинные паузы, сбиваться с мысли, нуждаться в подсказках.
В этом возрасте будущий первоклассник должен выговаривать все звуки, от этого зависит правильность написания.

Эмоции

Эмоции избирательные и разнообразные. Они выражаются в жестах и позах. Прибавляется восторг, восхищение, смущение. 
Самоконтроль уже лучше, но при возникновении проблем в общении дети могут заплакать, подраться или же нагрубить.
Они распознают не только свое эмоциональное настроение, но и других детей.
Спокойствие и удовлетворение ребенка зависит от того, насколько сильные страхи и хорошие отношения с другими сверстниками.
Важно наблюдать, слишком ли эмоционален ребенок или вообще безэмоционален.

Социализация

К 7 годам общение, совместные занятия, внимание и осознание своего места в обществе - большая потребность ребенка.
Пора усвоить основные правила взаимоотношений с другими детьми. Дошколята должны понимать почему люди проявляют понимание и благородство, доброту и внимательность, поддерживают и заботятся друг о друге. Наглядные примеры социального взаимодействия есть в кино, книгах или спектаклях.
В саду или на площадках группы детей разделяются на популярных и нет, могут конкурировать. Они делятся своими желаниями, планами, знаниями, секретами и впечатлениями.
Преимущественной деятельностью остается игра. Она приобретает глубокий смысл и усложняется, в нее переносят сюжеты из жизни. Учитываются интересы всех участников.

Творчество

Детям нравится петь, танцевать, рисовать, сочинять песни, рассказы или сказки, играть в ролевые игры. Они принимают участие в творческих конкурсах и соревнованиях. И сколько от этого положительных эмоций!
Важно развивать способность фантазировать, озвучивать свои идеи, искать решения проблем.

Интеллект

Способность усваивать информацию основной аспект для 6-7 лет.
Благо в этом возрасте у них есть внутренняя мотивация к получению знаний. Главное поддерживать интерес. Можно создать благоприятную обстановку для обучения, обеспечить необходимыми предметами и книгами. Полезно посещать, выставки, музеи, концерты. 
Внимание произвольное. Мышление действенно-образное.
Детки знают как пишутся цифры, рисуют полноценные картины, срисовывают. Также, они разбираются во времени, применяют письменные принадлежности по назначению и выполняют задания по инструкции.

Выводы

С 2-7 лет малыш собирает информацию, приобретает навыки и умения, формирует стержень для дальнейшего взросления, открывает для себя новые горизонты.

Задача родителей не упустить момент и вложить всевозможные усилия во всестороннее развитие личности. При воспитании важно учитывать индивидуальные особенности ребенка, ведь он неповторимый!

Автор: Силухина Светлана
Дата: 06-07-2020

Возврат к списку


 
Текст сообщения*
Загрузить файл или картинкуПеретащить с помощью Drag'n'drop
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Защита от автоматических сообщений
Загрузить изображение